melma.ru

Древние печати Ближнего Востока

Древние печати Ближнего Востока

Переход от охоты и сбора дикорастущих растений к земледелию и скотоводству, произошедший в эпоху неолита около 10 тысяч лет назад, ознаменовал коренные изменения в жизни человека. Он стал толчком для поистине революционных изменений в обществе. Занятие земледелием приводит к появлению первых оседлых поселений на Ближнем Востоке, а вместе с ними и первой собственности. Возникает необходимость в удостоверении прав на то, чем владеешь, клеймения своей собственности. Для этой цели и служили первые печати, появившиеся в Месопотамии. Печати могут послужить интересным объектом для исследований. Они наглядно демонстрируют изменение техники обработки различных материалов на Ближнем Востоке после переселением туда шумерских племен.

Материалы и техника обработки, применяемые Древними шумерами

Прежде всего, нужно отметить, что для обработки любого материала применяется минерал или камень, твердость которого не меньше, а еще лучше больше, чем обрабатываемый материал. Из таких минералов, обладающих достаточной твердостью для резки по камню, особо стоит отметить кварц. Существует два его основных вида. Первый вид - это макрокристаллические, прозрачные кварцы - аметист, горный хрусталь, розовый кварц. Горный хрусталь можно было найти в виде камней различного размера в Тигре и Евфрате, поэтому он был доступен и находил применение с древнейших времен. В Месопотамии был и свой розовый кварц, аметист приходилось завозить из Египта, Турции или Ирана.

Вторая разновидность кварца - халцедоны и различные микрокристаллические слоистые кварцы - агат, тигровый глаз, яшма, сердолик. Сюда же относится и кремень. Яшма встречалась в горах Загроса, а халцедоны, агат, сердолик доставляли из Индии и Ирана.

В технике вырезания печатей существовало три основных способа обработки материала. Первый – предварительная грубая обработка вращающимся точильным колесом. Затем сверление с помощью лучковой дрели. «Смычок» такой дрели двигался вперед и назад, в зависимости от этого сверло поворачивалось сначала в одну, потом в другую сторону. Резчик мог закрепить обрабатываемый образец и держать дрель вертикально, или держать сам образец и расположить дрель горизонтально. Третья техника – это окончательная ручная обработка. Резец удерживался непосредственно в руке или насаживался на рукоятку из дерева...

Рейтинг:


Тиуанако: культура земледельцев или одна из величайших цивилизаций на Земле

Тиуанако: культура земледельцев или одна из величайших цивилизаций на Земле

И по сегодняшний день точно неизвестно, что происходило в доисторические (или же в доиспанские) времена на территории Южной Америки. Первые письменные сведения об этом периоде истории континента были составлены первыми европейскими колонизаторами на основе слов местного населения, которое, правду говоря, плохо понимало испанский язык. К слову сказать, особыми лингвистическими познаниями языковой группы пукина или кечуа прибывшие с Европы завоеватели также не отличались. Вот и получилось, что передавали информацию друг другу покоренный и покоряющий народы не совсем корректно и объективно. Что из этого получилось? Да практически ничего хорошего.

Не имея письменных источников, оставленных изучаемыми народами или их современниками, или каким-нибудь другим образом полученных достоверных данных о делах давно минувших дней, современные ученые пытаются найти способы связать воедино имеющиеся у них факты с помощью собственных теорий и гипотез. Наиболее подходящие из них становятся классическими и перекочевывают в учебники в качестве официальной историографии. Другие версии либо забываются и остаются в безызвестности, либо подхватываются оппонентами и разрастаются вглубь и ширь, обзаводясь различными непроверенными и необоснованно предполагаемыми фактами, деталями, подробностями и объяснениями. На фоне такого диссонанса мыслей и случился раскол официальной историографии с околонаучной деятельностью, каждая из которых предала свою конкурентку анафеме.

А ведь по-другому и быть не могло. Официальная наука, очень неповоротлива и крайне структурированная, не в состоянии воспринимать в себя все имеющиеся, вырванные из контекста истории Южной Америки факты. Имея свойство накопляться, отвергнутые или проигнорированные данные, не поддерживающие официальную историческую линию, однажды выделились в отдельную группу, постепенно выстроившись в альтернативную гипотезу. Ведь каждый отброшенный из одной версии факт принимается противоположной версией, усиливая последнюю и ослабляя первую. Именно так происходит и с историей Южной Америки, в частности с необъяснимыми на сегодняшний день феноменами высокоразвитой технократической цивилизации, именуемой Тиуанако, имеющей похожие на нее по уровню развития культуры.

Недалеко от одного из самых загадочных озер в мире, расположенного на высоте немногим менее 4 000 метров, а именно на восточном побережье озера Титикака, находятся развалины одного из самых спорных, самых загадочных и самых необычных городов планеты Земля – города Тиуанако. Так говорят люди, знающие значительно больше об этих остатках городища, чем обычные обыватели. Так говорят туристы, посетившие эти места. Так говорят представители туристических компаний, зазывающие сюда сотни тысяч туристов в год. Да и действительно, этот некогда могущественный город существенно отличается от всего того, что можно назвать классическими руинами. В Тиуанако собственно руин то и нет, ну разве что если называть таковыми рассыпавшиеся от толчков землетрясений многотонные каменные блоки, то там и сям хаотически лежащие на сочной и зеленой траве. Нет, в классическом понимании обывателя этот город нельзя назвать руиной...

Рейтинг:


Сикан: жертва стихии или еще один претендент на южноамериканский трон

Сикан: жертва стихии или еще один претендент на южноамериканский трон

Культура Сикан – одно из многих белых пятен в истории Южной Америки. Странная получилась ситуация с этой цивилизацией, следы которой уходят в третью четверть первого тысячелетия, на рубеж заката одних мощных культур, и появления новых, более современных, но менее развитых. Люди, которых называют носителями сиканской культуры, дают о себе знать в нескольких уникальных памятниках, способных пролить свет на более точную в историческом плане судьбу народов Древней Южной Америки.

С одной стороны проблема культуры Сикан состоит в том, что авторство ее возникновения принадлежит только одному человеку, исследователю Идзуми Симада. С его именем и связано начало поиска истоков этой до недавнего времени не известной цивилизации. Чтобы проще в вопросе было ориентироваться, стоит указать, что иногда данную культуру называют культуру Ламбайеке, ранее выделяемую в отдельное звено в истории развития южноамериканского континента.

С другой стороны существует действительно несколько памятников археологической культуры, которые невозможно отнести к ранее описанным цивилизациям в силу разных причин. Соответственно, вопрос сиканской культуры был вынесен в отдельное дело, до сих пор активно развиваемое современной историографией. За несколько лет исследование есть определенные подвижки, позволяющие с определенностью говорить о такой цивилизации, как Сикан.

Конечно, письменных источников о данной культуре нет. Но есть археологические источники, в частности останки поселений, расположенные на территории современной Перу, а именно в северной ее части. Регионально это соотносится с местностью долин Ла-Лече, Сана, Мотупе и Ламбайеке, а также с областью Батан Гранде, где концентрация памятников сиканской культуры максимальная.

Так что же наверняка известно об этой цивилизации? Первым делом историки говорят о существовании этой культуры в промежутке между жизнедеятельностью культуры Мочике, уже известной по ряду публикаций и проявившей себя в истории Южной Америки, и объединением народов под эгидой Империи Инков, наиболее известной формации на этом континенте. Датируется же сиканская культура 750 – 1375 годами н.э. Наверняка известно, что конец этой цивилизации положили народы Чиму, основавшие царство Чимор, активно противостоящие Империи Инков и потерпевшие от нее поражение.

Последующие факты, принимаемые официальной историографией, как точные, являются не более, чем предположением, основанным на косвенных доказательствах. Во-первых, ранний период развития Сикана, начинающийся с 750 года, никакой конкретной информации о народе этой культуры не несет. Хочется лишь указать, что только основываясь на наличии своеобразной керамики на этой территории, историками делаются выводы о появлении новой цивилизации, в последующем развившейся до значительного уровня. Уже упоминаемый исследователь Симада находит еще некоторые подтверждения самобытности и уникальности Сикана в столь ранний период, но оставим приводимые им факты на его же совести...

Рейтинг:


Сны самоедских шаманов

Сны самоедских шаманов

Посвящение у самоедов начинается с обучения игре на бубне. Только в процессе обучения удаётся увидеть духов. По словам шамана Ганикка, к нему снизошли духи и разрубили его на части, когда он бил в бубен. Он лежал на земле семь дней и ночей без сознания. Его душа в это время пребывала на Небесах, прогуливаясь там с Духом Грома, и побывала у бога Миккулая.

Другой шаман заболел ветряной оспой и был без сознания в течение трёх дней. Его посчитали мёртвым и чуть не похоронили на третий день. Тогда и осуществилось посвящение. Он вспоминает, как был отнесён в центр моря и как услышал голос Болезни, которая сказала ему, что он получит дар шамана от Властелинов Вод и его именем будет Хуоттарие, то есть Ныряльщик. Потом Болезнь замутила морскую воду, а кандидат вынырнул и взобрался на гору. Там он повстречал обнажённую женщину, которая вскормила его грудью. Судя по всему, это была Властительница Вод. Её муж – Властитель Преисподней – дал ему в проводники мышь и горностая. Они должны были отвести его в ад. Взобравшись на возвышенность, проводники указали ему на семь юрт, крыши которых были ободраны. В первой юрте будущий шаман встретил жителей ада и людей, которые болели ветряной оспой. Они вырвали сердце шамана и кинули его в котёл. В других шатрах он узнал Господ всех нервных болезней и Господина бешенства. Там же он встретил злых шаманов. Так шаман научился различать болезни, которые терзают людей.

Затем кандидат прибыл в страну шаманок. Они укрепили ему голос и горло. Потом он попал на берег Девяти Морей. В центре одного из морей был остров. На острове до самого неба росла молодая берёза – Древо Господина Земли, возле которого росли 9 трав, являвшихся родоначальниками всех растений. В каждом море, окружавшем дерево, плавали по одному виду птиц с детёнышами. Будущий шаман побывал у каждого моря. Все они были разные. Одни солёные, другие горячие. На верхушке Древа шаман увидел людей разных национальностей: русских, самоедов, долганов, тунгусов, якутов. Потом он услышал голоса, которые объявили ему, что у него будет бубен из ветвей Древа. Потом кандидат стал летать вместе с морскими птицами, пока не услышал голос Господина Древа. Он сообщил, что с древа упала ветвь, предназначенная для бубна, который будет служить шаману всю его жизнь. У этой ветви было три разветвления, из которых по приказу Господина Древа шаман должен сделать три бубна. Бубны должны охраняться тремя женщинами и использоваться только в особых случаях. Один во время родов, другой при лечении, третий для розыска людей, затерявшихся в снегах.
Затем кандидат получил сведения о целебных свойствах растений и описания церемоний шаманского искусства. Потом он пришёл к бескрайнему морю, где нашел деревья и семь камней, которые рассказали ему о себе. Первый камень удерживал Землю, другой предназначался для выплавки железа. Будущий шаман пробыл с камнями семь дней и обрёл знания о том, как эти камни служат людям...

Рейтинг:


Видения и экстазы якутских шаманов

Видения и экстазы якутских шаманов

Шаманское призвание проявляется в форме болезни. Но так бывает не всегда. В некоторых случаях речь идёт не о настоящей болезни, а об изменении поведения, которое происходит постепенно. Будущий шаман становится задумчивым, много спит и видит вещие сны, ищет одиночества. Порой с ним случаются припадки. Это - прелюдия новой жизни, вхождение в которую кандидат может и не осознавать. Однако существуют такие припадки, болезни, галлюцинации и сны, которые сразу определяют будущую стезю шамана. По свидетельству якутского шамана Софрона Затеева, будущий шаман будто умирает и в течение нескольких дней находится в юрте без пищи и воды. В таких случаях три раза проводили церемонию расчленения.

Шаман Пётр Иванов так описывал эту церемонию: железным крючком отрываются и раздираются части тела кандидата, кости очищают, из тела выпускаются жидкости, из орбит вырываются глаза. Потом все кости собираются и скрепляются железом. Другой шаман Тимофей Романов рассказывал, что эта церемония длится 3-7 дней. Всё это время кандидат находится в уединённом месте, почти не дышит и выглядит, как мёртвый.

По утверждению якута Гаврила Алексеева, у каждого шамана есть Мать-Хищная-Птица. Это большая птица с железным клювом, длинным хвостом и загнутыми когтями. Показывается она лишь дважды: когда шаман духовно рождается и когда умирает. Птица забирает душу шамана, уносит её в Преисподнюю и оставляет на ветке ели для дозревания. Как только душа достигает зрелости, птица возвращается, разрывает тело шамана на мелкие кусочки и раздаёт их злым духам смерти и болезней. Духи пожирают доставшиеся им кусочки тела, а будущий шаман благодаря этому получает способность лечить болезни, которые представляли духи. Когда всё тело съедено, духи уходят. Мать-Птица кладёт кости на место и, как от глубокого сна, пробуждается будущий шаман...

Рейтинг:


Болезни и сны шаманов. Болезнь как посвящение

Болезни и сны шаманов. Болезнь как посвящение

Обычным способом достижения шаманского состояния являются необычные сны и болезни. Эти переживания указывают на призвание свыше и служат неотъемлемой частью подготовки будущего шамана. Очень часто именно болезни и сны считаются настоящим посвящением, которое обычного человека превращает в шамана, служащего миру духов. Переживания, появляющиеся во время снов и болезней, резко меняют религиозный статус избранника, но не избавляют от необходимости обучения у старых мастеров.

Определяющие призвание будущего шамана экстатические переживания содержат в себе традиционную схему посвящения, которая состоит из трёх этапов: страдание, смерть, воскрешение. Поэтому всякая «болезнь-призвание» - это ни что иное, как инициация, потому что она вызывает страдания, соответствующие испытаниям во время посвящения. Изоляция больного приравнивается в этом процессе к одиночеству и изоляции, которые также являются частью церемонии посвящения. Неприятные ощущения, возникающие во время болезни: потеря сознания, агония и прочее, - напоминают символическую смерть...

Рейтинг:


Существа, которыми пугали кельтских детей

Бааван Ши

Существа, которыми пугали кельтских детей

Смертельно опасное существо женского пола. Называют ее по-разному: Белой Женщиной, Банши, Суккубом или вампиршей. Она одно из самых древних существ из встречающихся в кельтской мифологии. Эту женщину описывали и в легендах соседних стран, и в далеких африканских и азиатских. В каждой мифологии встречается эта безумно красивая, но страшно опасная женщина-демонесса. Есть популярная ирландская легенда, которая до сих пор кочует по северным европейским странам. Четверо молодых друзей, отправившись на охоту, отстали от общей толпы. Заблудившись, она вышли на маленький домик в чаще леса, в котором решили передохнуть.

Существа, которыми пугали кельтских детей

Парни разожгли в очаге огонь и начали веселиться: петь, танцевать, рассказывать веселые истории. А потом кто-то посетовал, что с ними нет женщин. И тут же открылись двери, в которые вошли писанные красавицы. Девушки тут же присоединились к танцующим, но через некоторое время картина резко переменилась. Женщины озверели и отросшими когтями стали рвать тела несчастных, выпивая досуха их кровь. Только одному парню удалось спастись – певцу. Он сумел выбраться из жуткого пристанища, спрятавшись за лошадьми, и Банши не смогли его достать. Белая Женщина, как и любые фейри, боятся железа, а копыта лошадей были подкованы железными подковами. Страшная ночь закончилась только с рассветом, когда безобразные существа растаяли в первых лучах восходящего солнца...



Черный Всадник

Существа, которыми пугали кельтских детей

На местном наречии его называли еще Дуллахан. Именно он послужил прототипом для рассказа Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине». Дуллахан – один из помощников Смерти. Если перед кем-то из смертных он остановит своего коня, тот тут же умрет. Очередного смертника Черный Всадник выискивает при помощи своей светящейся головы, которую он носит либо под правой рукой, либо в седле перед собой. Лошадь безголового всадника не менее фантасмагорична на вид, чем ее владелец: ее голова длиннее тела, на ней расположены маленькие ушки и пылающие бешенством глаза. Если кто-то из смертных решался проследить за Дуллаханом, чтобы узнать следующую жертву, всадник бросал в него сосуд с человеческой кровью, и тот слеп на один глаз. Голова всадника имеет отвратительный вид. По цвету она напоминает заплесневелый сыр, с нее постоянно слезает разлагающаяся плоть, а лицо надвое разделяет жуткая издевательская усмешка. У головы есть даже глаза, черные и очень маленькие. Существовало мнение, что Дуллахан – одно из воплощений кельтского бога Кромма Дуба. Единственное спасение от жуткого существа – золотая монета. Лишь она способна удерживать жнеца человеческих жизней на расстоянии...

Рейтинг:


Битва титанов: Чиму против Империи Инков

Битва титанов: Чиму против Империи Инков

Зерно хлеборобов культуры Мочика упало на благоприятный грунт, дав жизнь бесстрашным воинам и героям Южной Америки – культуре Чиму. Хотя прошло немало времени, прежде чем землепашцы, погрязшие в кровавых культах богам плодородия, сумели породить нечто сильное и жизнеспособное. Культура Мочика или Моче растворилась в прошлом, оставив после себя всего ничего – пару каменных пирамид, более похожих на груды камней, и пару сильных народов, одним из которых был народ Чиму.

Так кто же они, собственно, эти Чиму? Известно, что первая археологическая информация о новой сформированной культуре на западном побережье Южной Америки, пришедшей на смену Мочика, отсылает нас к началу первого тысячелетия. В это время вся прибрежная территория, начинающаяся на севере современного Перу и тянущаяся вниз вдоль Анд на 1000 км, принадлежала молодой, энергичной и сильной цивилизации, проявлявшей незаурядные познания и умения во всех сферах жизнедеятельности.

По раскопанным артефактам становится ясно, что культура Чиму, как носитель потенциала своих предшественников, раскрылась сразу в нескольких направлениях, решающим из которых стало обустройство государства. Их называют первыми южноамериканскими феодалами, ведь именно Чиму установили первыми аналогичный феодализму социальный строй в своей стране, называемой Чимор. Во главе государства находилась династия правителей, которой служили в качестве вассалов несколько могущественных семей, обладающих собственными землями, армиями и некоторыми правами автономии. У них были свои вассалы, которые поставляли своему правителю обученных для войны солдат, а также провизию, скот и оружие. К сожалению, этому народу не хватило мудрости и снисходительности провидения начать использовать металл для производства оружия, который они научились выплавлять. Если в то время первое металлическое копье появилось бы именно у Чиму, история второго тысячелетия Южной Америки пошла бы совершенно по другому сценарию. Но вместо этого весь свой потенциал носители культуры Чиму направили на изготовление товаров, востребованных соседними племенами, а также внутренними потребителями страны - знатью. Зарождение элементов торговли у культуры, практикующей натуральный обмен – явление весьма примечательное и о многом говорящее...

Рейтинг:


Культура Мочика: хлеборобы, давшие жизнь воинам

Культура Мочика: хлеборобы, давшие жизнь воинам

Познавать историю, как и любую другую информацию, хорошо в сравнении. Потому что только таким образом можно не только узнать сухие факты, но и, сопоставив их, проанализировать полученные знания. А еще хорошо, и вместе с тем приятно, воспринимать новые знания не из учебников и пособий, а в живую, непосредственно, прикасаясь к ее пыльным тысячелетним памятникам, с которыми связаны события давно минувших дней.

Конечно, можно черпать информацию из-за студенческой лавки, можно протирать брюки в библиотеках, можно посещать лекции известных историков.… Ну а лучше всего самому отправиться на поиски новых впечатлений, новых эмоций и новых знаний, приоткрывающих завесу очередной тайны.

Именно так и поступают люди, которые жаждут победить тысячелетнее забвение, окутывающее сизым туманом историю многих забытых народов и цивилизаций, проживавших на Земле тысячи лет назад. О некоторых из них кое-что человечеству уже известно, а о большей части этих археологических культур остается лишь догадываться, собирая по крупицам все крошечные обрывки знаний и складывая их воедино.

Все это касается и истории южноамериканских народов, боровшихся за свое выживание и с соседями, и с природой, и с мрачным небытием, победить которое не под силу, к сожалению, никому. Какие-то цивилизации, например, Инки, сумели некоторую информацию о себе оставить, и то благодаря лишь тому, что знания о них зафиксировали их же убийцы. Хорошая услуга, не правда ли?...

Рейтинг:


Культура Чавин: внеземная цивилизация или исторический феномен

Культура Чавин: внеземная цивилизация или исторический феномен

Глубокими тайнами окутана история народов Южной Америки, народов, создававших тысячи лет назад цивилизации, достижениям которых современный человек удивляется, не в силах увязать в своем понимании два факта – доисторический период и чудеса практической мысли. И дело не только в том, что сегодня тяжело даже придумать применение вещам, созданным этими народами давным-давно, сегодня тяжело просто поверить в то, что некогда существовали цивилизации, не менее развитые, чем царящая нынче цивилизация. Факты это подтверждают, но мозг упрямо не желает их воспринимать.

Благодаря такому положению вещей и появляется возможность возникновения различных спекуляций на темы, связанные с межпланетными контактами, путешествиями во времени, а также с характерными для псевдонаучной истории гипотезами о существовании сверх могущественных цивилизаций, живущих в параллельном мире и разное другое.

Но к сожалению, почему то ни современная историография, ни «неоклассические» исследователи не желают просто поверить, что ранее жили обычные люди, такие же как и мы с вами, со своими обычными проблемами, не менее и не более серьезными, чем наши. И просто не стоит спекулировать по этому поводу и приписывать давно почившим землянам сверхъестественные возможности или глубокие психические расстройства, а руководствоваться в решении проблем исключительно фактами, доступными всем и каждому.

Итак, что мы знаем сегодня об одной из наиболее хорошо изученных, и одновременно одной из самых загадочных культур Древней Южной Америки, называемой Чавин? Если говорить в общем, то количество накопленной информации об этой давно почившей цивилизации очень даже впечатляющее, а если говорить о конкретике, то до сих пор практически ничего и неясно.

Известно, что появление людей, являвшихся носителями культуры Чавин на той территории, где они создали известную цивилизацию, а именно на северо-западе горной системе Анды – в пределах современной Перу, датируется 900-ым годом до н.э. Возможно, что эти люди были представителями более древнего народа, создавшего неподалеку схожую, но более раннюю культуру – Куписнике. Пожалуй, на этом все более или менее понятное заканчивается, пропуская вперед не ясное.

Во-первых, все, что реально связывает Чавин и Куписнике – это территория, которая была для них общей. Но исчезновение культуры Куписнике датируется 1000-ым годом до нашей эры, а появление Чавин приходится на 100 лет позже. Общим для этих культур является храм, который, по мнению ученых, предшественники «передали» потомкам, которые храм и достроили. Называется этот храм «Дом Кондора» или Кунтур-Уаси. Что еще? Пожалуй, все.

Проявления цивилизации Чавин, в частности искусство, религия, мировоззрение, социальная формация, техническое развитие и уровень инженерной мысли не просто не сопоставим с возможностями культуры Куписнике...

Рейтинг:


    
(c) 2010-2019 melma.ru
Связаться с нами