melma.ru

Валиха

ВалихаВалиха - мадагаскарский струнный щипковый инструмент. Для его изготовления применяется бамбук. Валиха представляет собой бамбуковые секции. Этот инструмент распространен не только на Мадагаскаре. Музыканты из Юго-Восточной Азии играют на подобных инструментах . это лишний раз доказывает, что валиха довольно известный инструмент, распространенный в разных уголках мира.
Родиной валихи принято считать Индонезию. Именно оттуда инструмент был привезен в девятом веке и прочно занял одно из господствующих мест на Мадагаскаре.
Валиха является «выходцем» из семейства цитр. Это струнные инструменты. Струны могут быть расположены по длине корпуса инструмента или параллельно ему. Играть на инструментах семейства цитр следует либо перебирая струны пальцами, либо ударяя по ним. Для последнего действия существуют специальные биты. Инструменты семейства цитр имеют резонаторы, роль которых – усиление звука.
Валиха также имеет струны, тоже сделанные из бамбука, как и корпус. Струны имеют ту же длину, что и сама трубка. Они крепятся на обоих ее концах, а затем поднимаются над корпусом при помощи небольших подставок. Сами подставки изготовлены из дерева или сушеной тыквы.
Тыква применяется в изготовлении многих африканских инструментов. Это неотъемлемая часть, например, бало или мбиры. Благодаря применению тыквы звук валихи приобретает неповторимый тембр и красоту.
Для того чтобы играть на валихе, надо научиться правильно ее держать. Для этого следует держать трубку вертикально вверх или под ладонью. Во время игры исполнитель держит валиху на коленях. Струны следует перебирать кончиками пальцев.
Если говорить об устройстве валихи, то следует отметить три основные составляющие: трубка, подставки и струны. Трубка сделана из бамбука и является основной составляющей инструмента. Подставки нужны для струн. Из самого названия понятно, что их подставляют под струны, тем самым добиваясь эффекта неповторимой игры. Сделаны подставки из кусочков дерева или тыквы. Струны служат для игры и подвластны только музыканту. От его умения зависит качество игры на этом инструменте.
Рейтинг:


Бало

БалоБало - это только на первый взгляд необычный инструмент. Он принадлежит к семейству ксилофонов. Если вы когда-нибудь видели ксилофон и слышали его звучание, то вы можете примерно представить себе бало. Селеста, маримба, виброфон – вот только некоторые из ближайших родственников бало. Не забывайте, что за этими непонятными названиями скрывается простой ксилофон!
Почему я так настаиваю на родстве бало с ксилофоном? Вам легче будет представить, как выглядит бало и из каких частей он состоит. Итак, классический ксилофон из некоторого набора деревянных брусков. Однако не стоит думать, что достаточно взять любые бруски, которые попадут вам под руку, и ксилофон уже готов. Эти деревянные дощечки должны быть настроены специальным образом. Бруски соединяют вместе наподобие клавиатуры пианино и бьют по ним специальными палочками. Получается нежная мелодия, сравнимая разве только что с утренними капельками росы.
От того, из чего сделаны дощечки, зависит высота звука и его тембр. У ксилофона «клавиши» деревянные, но они могут быть и металлические. Тогда этот инструмент называется металлофон. То, что роднит ксилофон и металлофон, - это наличие специальных трубок, которые устанавливаются ниже каждого бруска для увеличения громкости звука.
Каждый вид ксилофона распространен в своей области. Так, например, бало «живет» в Африке, в ее западной части. Он состоит из деревянных брусочков, каждый из которых имеет свой резонатор. «Изюминкой» бало является применение тыквы при его изготовлении. Где же она применяется? Резонатор каждого бруска сделан из тыквы. Считается, что именно тыква может особым образом усилить качество звука.
Тональный диапазон этого инструмента довольно впечатляющий – около трех октав. Это позволяет исполнять на нем различные пьесы и быть равноправным участником ансамблей.
Размеры инструмента строго не фиксированы. Чаще всего он имеет длину до одного метра. Однако замечу, что это не предел, все зависит от личных пристрастий и предпочтений. Поскольку инструмент делается чаще всего на заказ, то он «подгоняется» под конкретного музыканта. Размеры бало зависят от характеристик игрока – его роста, веса, физической силы.
Рейтинг:


Атумпан

АтумпанАтумпан относится к семейству барабанов. Классический барабан состоит из одной или двух рабочих поверхностей, которые присоединены к корпусу. Можно играть, используя одну из поверхностей или чередуя их по своему желанию. Корпус выполняет роль резонатора. Чем больше корпус, тем более выразительный звук. Даже непосвященному в музыку понятно, что у каждого барабана свой индивидуальный голос, не похожий на другие. Это зависит от резонатора.
Атумпан – это большой барабан. Он распространен в Западной Африке, на территории Ганы.
Давайте рассмотрим его составляющие. У этого барабана есть основа с открытым днищем. Ее роль очень важна. Она не просто поддерживает барабан в вертикальном положении, а также служит для усиления резонанса инструмента. Основная часть инструмента называется корпус. Чуть выше середины корпуса расположены клинья. Они как бы встроены в корпус и «смотрят» в разные стороны. Именно эти клинья нужны для регулировки растяжек. Сами растяжки ведут к верхнему краю инструмента и поддерживают кожу, которая растянуты на барабане. Вместе с инструментом в комплекте идут деревянные стойки. Вот и все устройство атумпана.
Особенностью атумпана является то, что их нужно два! Что это значит? По традиции, играют сразу на двух атумпанах. Однако не стоит думать, что эти барабаны абсолютно идентичны. В таком случае, они бы ничем не отличались друг от друга. На самом деле два атумпана отличаются высотой тона. У одного из них должен быть высокий тон, а у второго – низкий.
Атумпан с высоким тоном называется «мамой», а атумпан с низким тоном – «папой». Здесь прослеживается связь инструментов с людьми, а именно – с семьей. Женские голоса отличаются от мужских именно высотой тона, что нашло отражение в музыке. Не случайна также связь с родителями. Сразу понимаешь, какую роль отводили этим инструментам, чувствуешь любовь к ним и полное доверие.
Как правильно играть на таких барабанах? Для этого надо расположить их вертикально и ударять по натянутой коже кривыми палками, ладонями рук или просто пальцами.
Рейтинг:


Эрху

ЭрхуЭрху – один из важнейших китайских струнных инструментов. Он является одной из «составляющих» большого семейства струнных инструментов. Всем известные скрипка и виола также входят в это семейство. Семейство это очень разнообразно: в него входят не только простые однострунные скрипки, но и очень сложные струнные инструменты. Ближайшие родственники эрху из наших степей - хакасский икили и алтайский игиль. Итак, эрху – это оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Название инструмента не случайно, оно происходит из двух китайских слов – “эр” - два, “ху” – смычковый.
Строение эрху следующее. Корпус инструмента деревянный. Он представляет собой ящик-резонатор. Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи. От корпуса идет длинное ответвление, которое называется шейка. Ее роль - поддерживать корпус и струны. На конце шейки находятся настроечные колки . От них зависит высота звучания инструмента. От настроечных колок к корпусу тянутся две шелковые струны, на которые непосредственно играют. Для этого имеется смычок, изготовленный из бамбукового стебля. Струна смычка сделана из конского волоса. Смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Общая длина эрху – около семидесяти сантиметров.
Тональный диапазон инструмента – около трех октав. Голос эрху мягкий и выразительный. Эрху используется не только в качестве аккомпанемента и ансамблевого инструмента в вокальной и инструментальной музыке. С 20-х годов прошлого столетия эрху является также сольным инструментом, для него создано множество сольных произведений.
Какова техника игры на эрху? Во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки тетиву смычка. При игре пальцами левой руки используется определенный музыкальный прием, который называется «поперечное вибрато». Он заключается в том, что струна как бы продавливается вниз. Этому способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны.
Музыкантам-струнникам известно, что смычок необходимо постоянно натирать канифолью. Делается это для того, чтобы облегчить игру на инструменте и избежать «дребезжания». Смычок эрху довольно трудно «канифолить» из-за особенностей конструкции инструмента. Однако китайские музыканты нашли выход — они используют расплавленную канифоль, которую капают на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора. Затем «канифолят» смычок.


Пример звучания
Рейтинг:


    
(c) 2010-2019 melma.ru
Связаться с нами