melma.ru

Лижерика

ЛижерикаЛижерика – старинный струнный инструмент Хорватии. Традиционные мотивы на ней можно услышать и сегодня, в основном лижерика служит аккомпанементом для танцев. Как в прежние времена, «Танец Адриатической области», распространенный вдоль побережья Хорватии и на близлежащих островах, выполняется под музыку лижерики. Парный танец исторически ведется по кругу, в другом варианте движения людей выполняются друг напротив друга. В первом случае одновременно пели национальные песни. Иногда музыкальное сопровождение дополнялось другими инструментами: мих – волынкой и тамбурицей – хорватской мандолиной.
Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу. Играющий на лижерике подает указания танцующим. Музыкант импровизирует, подавая команды – говорит в рифму, шутит, нередко с подтекстом. Роль музыканта на этом не заканчивается. Он выбирает, кто и с кем будет танцевать, напоминает об изменении фигур и направлений в танце. Этот человек должен обладать незаурядным воображением, чувствовать энергию танца и музыки. Музыкант не только придумывает сам образы движений, но и поощряет к этому танцоров. В результате получается очень динамичная и чувственная композиция, сочетающая танец и струнную музыку.
В различных областях Хорватии есть свои особенности игры на лижерике. В каждой деревушке есть свой стиль, связанный с историческим развитием, отличающий ее исполнение от других деревень. Кроме того, в такую игру каждый мастер вкладывает что-то свое, индивидуальное и неповторимое.
Рейтинг:


Ситар

СитарСитар — многострунный индийский музыкальный инструмент. Он относится к группе струнных щипковых музыкальных инструментов с неповторимым оркестровым звучанием. До появления ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах второго века нашей эры.
До сих пор ведутся споры по поводу возникновения этого удивительного инструмента. Согласно одной версии, ситар был заимствован из Центральной и Западной Азии, где и сейчас много инструментов, схожих по конструкции и звучанию. Другая версия утверждает, что ситар был изобретен в восемнадцатом веке известным музыкантом и органологом Амиром Хусро.
Название «ситар» произошло от «seh tar», что означает дословно «три струны». Однако в Индии, где инструмент является наиболее популярным, он значительно преобразился. Небольшой резонатор заменили на огромный тыквенный. Кроме того, был добавлен еще один тыквенный резонатор, который был прикреплен к верхушке пустотелого грифа. Отныне дека всегды была богато украшена розовым деревом и слоновой костью. Лады, которые до этого были навязанные жильные, заменили металлическими дугообразными.
Далеко не любая тыква подойдет для корпуса ситара. Подходят, как правило, грушевидные тыквы. Для этого их выращивают специально, а затем их подбирают по резонансу. Тыквы растут, но на них уже вырезают узоры. Делается это для того, чтобы все смотрелось естественно.
К ситару прилагается медиатор – мизраб – который служит для извлечения звука. Его надевают на указательный палец.


Пример звучания
Рейтинг:


Кото

КотоКото или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Старейшая разновидность кото называется сокёку, по имени которой названа музыка для этого инструмента. Кото известен с древнейших времен. Об этом свидетельствуют археологические находки, датируемые III веком до нашей эры. Это глиняные фигурки музыкантов с кото. Именно с этого времени инструмент стал не только известен, но и приобрел популярность в наши дни.
Кото занимает важное место в дальневосточных музыкальных культурах. Этот инструмент по праву является важным и незаменимым представителем классической музыкальной традиции. Это поистине уникальное положение инструмента. Ни в одной другой музыкальной культуре мира инструменты этого типа не занимают подобного места. Почему же в культуре Дальнего Востока кото так важно? Это объясняется особенностью дальневосточного музыкального мышления, которое основывается на пятиступенчатом структурном архетипе. Кото характеризуется музыкальным непостоянством, в зависимости от ситуации он может звучать по-разному.
Кото не всегда звучало соло. С того момента, когда ему стал аккомпанировать сямисэн, в моду вошел стиль тэгото-моно. Ансамбли из кото и сямисэна приобрели большую популярность и приглашались в самые знатные дома. Стиль тэгото-моно породил новые музыкальные термины. Так, первый раздел партии кото стал называться хон-тэ, а второй – каэ-дэ. Первый раздел был музыкально и технически проще, нежели второй, в котором чаще всего использовалась более сложная и изысканная мелодическая линия. Иногда в музыкальной композиции был и третий раздел, который характеризовался бурдонирующим звучанием.
Со временем, к ансамблю из кото и сямисэна добавилась сякухати. Это вертикальная бамбуковая флейта, благодаря которой кото стало еще больше популярно теперь уже в составе трио, что стало основой для нового стиля в музыке – санкёку. Дословный перевод этого стиля обозначает «композиция трех», что наглядно подтверждают три инструмента данного музыкального направления.
Основной разновидностью кото является со-но кото, имеющее тринадцать струн. Каждая из этих струн может быть настроена на любую высоту в пределах трехоктавного диапазона. Этот инструмент был заимствован из Китая и прочно вошел в анналы классической японской музыкальной традиции. Со-но кото вошел в японскую культуру в седьмом веке и сразу же занял одно из ведущих мест в оркестре гагаку.


Пример звучания
Рейтинг:


Калимба

КалимбаКалимба – один из самых древних инструментов Африки. Он же относится и к самым распространенным. Это национальный инструмент народности шона, племена которой проживают на территории Зимбабве и Мозамбика и именно там можно встретить самых искусных исполнителей на калимбе. Калимба – не единственное название инструмента. Вот только некоторые из них - мбира или мбила, цанца, санса, санза или занза, баивенда или лукембу, кабир, селимба, ндимба, малимба, нданди, ижари, мганга, лала и многие другие. Это лишний раз доказывает широкое распространение инструмента по континенту и его безоговорочную популярность.
Однако есть и европейское название калимбы - «пианино для больших пальцев» или «африканское ручное фортепиано». Такое название инструмент получил не случайно. Все дело в способе игры на нем - инструмент находится в ладонях или на коленях. Большими пальцами обеих рук, а также указательными защипывают и отпускают язычки, настроенные на определенный лад, тем самым приводя их в состояние вибрации. Калимба пригодна и для игры аккордами, что ставит ее в один ряд с аккомпанирующими инструментами.
Первоначально калимба возникла в Африке, откуда она была завезена в другие страны, в том числе и на Кубу, где бытует до сих пор. Инструмент используется не только в традиционных обрядах, но и профессиональными музыкантами. Музицирование может длиться часами, и часто организуется в ночное время. Согласно поверьям, такое музицирование помогает войти в транс не только музыкантам, но также и всем присутствующим.
Калимба может быть разных размеров, от чего зависит и ее звучание. Длина корпуса может быть от ста до четырехсот миллиметров, длина язычков – от тридцати до ста миллиметров, а их ширина – до пяти миллиметров.
Так, для создания низких звуков нужна большая калимба, а для тонкого и призрачного звучания понадобится маленкий инструмент.
Классическая калимба состоит из деревянной дощечки, на которой размещаются от восьми до шестидесяти металлических язычков различной длины. Количество язычков зависит от региона и племени. Язычки сделаны из металлических, бамбуковых или деревянных пластин. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков. В нижней части калимбы есть отверстие.
На инструменте играют двумя руками. Можно играть стоя, сидя или на ходу. Звук извлекается либо большими пальцами обеих рук - движением сверху вниз, либо указательными - снизу вверх. В качестве резонатора иногда используется полая тыква или панцирь черепахи. Сегодня можно встретить калимбы с пластмассовым резонатором.
Калимба настраивается путём регулировки длины пластинок, благодаря чему инструмент можно настроить на любую тональную систему. Соседние по высоте звуки находятся по разные стороны от длинной средней пластины.


Пример звучания
Рейтинг:


    
(c) 2010-2019 melma.ru
Связаться с нами