melma.ru


Как вы уже поняли, музыкальные инструменты у разных национальностей, необычны по-своему. Сегодня я выбрал инструмент называющийся «Курай». Встретится с ним мне довелось в Киеве, где я его и услышал на одном из выступлений в театре. Если честно, сначала меня совсем не поразил ни внешний вид инструмента, ни, что самое важное, его звуковые качества. Внешне он смахивает на флейту только порядком длиннее и звук у него какой-то хриплый. Ну, теперь всё по порядку.

Инструмент является национальным в Башкирии. Относится к классу аэрофонов. Так же у него есть несколько «братьев» в других национальностях. Это Казахский «сыбызгы» и татарский (с таким же названием) «курай», но последний является более похожим на свистковую флейту.

Изготовляется из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm (Реброплодник уральский), произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Техника изготовления осталась ещё с древних времён. поочередно руками обхватывается стебель растения и откладывается 8-10 раз ширина ладони, после чего стебель срезается и изготавливаются отверстия. Начиная снизу, вырезается первое отверстие на расстоянии четырех — пяти пальцев, расстояние между последующими тремя отверстиями составляет два-два с половиной пальца. Одно отверстие вырезается на обратной стороне трубки, несколько ниже верхнего. Таким образом, можно догадаться, что курай в длину достигает около метра.

Вот теперь самое интересное, это история. Только из-за неё следует обратить внимание на этот инструмент. Он считается одним из самых древних духовых музыкальных инструментов. Упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», "Заятуляк и Хыухылыу", башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Александра Македонского. Народной мелодии Сыңрау торна ("Звенящие журавли"), исполняемой на курае, более 1000 лет.

Инструмент был в 20 веке так популярен в стране, что требовалось производить его в огромных количествах. Поэтому мастеру В. Ш. Шугаюпову пришлось делать этот инструмент (в 1979 году) из строганного шпона.

Виртуозы — кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновроеменно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.




0 Написал biker-nfb    
  • Непростая флейточка...
    0   Написал vasya_elkina   |   













































 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами