Из этой трубки сделали несколько точных копий, и с помощью моделирования на компьютере, аэродинамического расчета и т. д. изучали принцип действия, а так же тональность звучания.
Людей присутствующих при игре на трубочке древних ацтеков, всегда поражала загробная пронзительность, и при звуках всегда «по спине бежали мурашки».
По убеждениям ацтеков, человек издающий звуки при помощи неё, вызывал дух Эхекатля, бога ветра. У ацтеков к музыке было практическое отношение, музыка была одухотворенной. Не как в нашем нынешнем понимании, что музыка — это развлечение. Больше того, древние ацтеки не плохо разбирались и в психоакустике, так к примеру у военных на вооружении были сдвоенные флейты, которые когда звучали в массе, издавали неприятнейший протяжный вой, тем самым играя деструктивную роль на поле брани среди противника, обращая последнего в бегство, а всё потому, что два тона на этой флейте идут в разрез друг другу при звучании. Люди просто не в состоянии слушать подобное спокойно.
Существовали даже определенные военные ритуалы под воздействием звука этих флейт, люди входили в своеобразный транс.
На что ещё хотелось обратить внимание, что древние ацтеки в качестве материала для изготовления музыкальных инструментов, часто использовали человеческие бедренные кости. Было поверье, что мертвые люди, они вроде и не совсем мертвые, и что их необходимо живущим людям вспоминать и поддерживать, музыкальными инструментами в том числе.
Вы уж простите, но оригинального звучания боевой флейты ацтеков я не нашел, но думаю, что звук от нижеприведенного инструмента не на много отличается от оригинала.