Инструмент можно назвать одним из самых древних на территории Азии и ближнем Востоке. Упоминания о нём датируются 6 ст. н. э.
Корпус Уда был деревянный, или из тыквы в форме груши, гриф короткий, без ладов с отогнутой назад головкой. В начале имел всего 4 струны, но в 9 веке знаменитый лютнист и виртуоз свого дела Зириаб добавил пятую. Современный инструмент имеет 5 сдвоенных струн и иногда добавляется шестая басовая.
К арабам Уд попал из Персии, и незадолго они причислили его к самым совершенным инструментам и в основном отдавали своё почтение ему. При придворных концертах, конечно, звучал не только Уд, а и другие разнообразные инструменты, духовые и щипковые, но основным инструментом оставался только он.
Можно также заметить, что не случайно при дворе арабских правителей отсутствовали смычковые хордофоны. Этот значимый факт показывает, что на самом деле ценили в нарождавшемся типе музыкального инструментализма. Ведь не случайно среди множества инструментов звучавших в маджлисе первенство было отдано уду. Видимо только аль-уд смог выполнить те задачи, которые ставило новое музыкальное искусство. По свидетельству Абу-ль-Фараджа игра некоторых виртуозов на уде достигала небывалых высот: «…Он взял лютню, подкрутил колки и ударил по струнам, и, клянусь Аллахом, мне показалось, что лютня заговорила на красноречивом арабском языке – так прекрасен был её звук».
Вот так родственник лютни и щипковых инструментов пробил себе почёт и славу среди жителей Востока.