Кельтские праздники
Кельты отмечали множество праздников, отмечали на широкую ногу и от всей души. Самыми главными из них были четыре, по одному на каждое врем я года. Имболк праздновался 1 февраля и посвящался роженицам и кормящим матерям. Белтайн праздновался 1 мая и символизировал веселый костер. Это был день, когда даже безнадежно больные люди начинали надеяться на чудо. В это время молодые люди, порой, выбирали себе пару. Лень Лугнаса отмечался 1 августа. В этот день кельты играли свадьбы. Отмечался и несколько печальный праздник, обозначающий смерть лет – Самайн (1 ноября).
Имболк знаменовал приход весны и проигрыш зимы. Мужчины и женщины прославляли богиню Бригиту, которая помогала роженицам. В этот период рождалось много детей, потому что за 9 месяцев до этого кельты всегда справляли летний праздник Свадьбы. Это еще одна причина для прославления рожениц. А еще в это время молодые девицы любили гадать на суженого. Вдобавок именно в этот период рождались ягнята, за счет которых жили все северные племена. Их рождение так же знаменовало начало новой жизни, сытной и теплой. Ведь теперь кельты с уверенностью могли сказать, что они в очередной раз пережили суровую зиму.
Белтайн обозначал начало кельтского лета. Это был период большого теплого солнца, когда скотину выпускали отведать первой свежей травы. В этот праздник долгое время следовали древнему ритуалу, прогоняя скот между дымом от двух огромных костров, благодаря которому можно было спасти скотину ото всех болезней, образовавшихся за длинную зиму. В этот же день, если встать ночь и до зари пройти в лес, чтобы собрать первую росу, можно вылечиться от любых болезней и набраться сил. Это поверье руководило и больными и здоровыми. Воины босиком шли в лес перед походом, женщины для укрепления духа, а старики для поддержки тела. Кроме того, бытовало поверье, что именно в этот день по утрам грань между реальным миром и Иным истончается, и можно увидеть волшебных существ, а, если повезет, и получить подарок от Сидов. А вечером кельты танцевали вокруг костров и избирали Майскую королеву.
Праздник Лугнаса знаменовал время сбора урожая ягод, трав, злаков, овощей и фруктов. В это время устраивались крупные ярмарки, продавали коней, кельты доставали самые нарядные одежды и выводили своих детей «в свет». На ярмарках и в крупных деревнях проводились состязания, ритуальные игры и конные бега. Именно в августе совершались жертвоприношения, на которые уходила немалая часть собранного урожая.
Самайн – кельтский новый год. Он знаменует время нового сева, когда в спящую зиму внедряют новую жизнь. Считалось, что в этот день можно встретиться со всеми предками. Впоследствии этот день перерос в праздник Дня Всех Святых, а после в Хэллоуин. Кельты тоже переодевались, стараясь замаскироваться до неузнаваемости, чтобы существа из Иного мира, которые в этот день могут прорваться с недобрыми намерениями, не узнали их и не забрали с собой. Под существами разумелись призраки, души умерших родственников и любимых людей.
Символично, что все великие праздники выпадали на начало месяца. Кельты чтили дни, которые считали началом очередной смены времени года. Отмечать праздники, как правило, начинали в ночь, потому что кельты почитали день закончившимся вечером, то есть и новый день встречали на закате. Поэтому в литературе дата праздников иногда приходится на 31 число предыдущих месяцев. Кроме того, не всегда праздники отмечались точно в указанное число. Чаще их приурочивали к определенному событию, связанному, как правило, с природным явлением. К примеру, Белтайн отмечали после того, как отцветет боярышник. Еще одно условие для проведения праздника – полнолуние.