Эльфы в кельтском эпосе
В отличие от эльфов, которые рисуются современному любителю фэнтези в виде рослых благородных ушастых красавцев, эльфы из кельтской мифологии были маленькими крылатыми проказниками. Эльфами называли и добрых озорных фей, и злых уродливых гоблинов. Иногда их называли не эльфами, а пикси.
Эльфы славятся своей слабостью на руку. Только вот воруют они не бочки с пивом, не вина и не запасы продуктов. Они предпочитают воровать новорожденных из колыбели и невест после венца, и уносить их в свои таинственные города в пещерах. А на место украденных младенцев подбрасывают злобных уродцев, которые мучают все семейство и ближайшие дома своим криком. Подобные мотивы часто встречаются в ирландском, шведском, германском и английском эпосе. Многие сказки основаны на поисках настоящего ребенка и на испытаниях, которые выпадают на долю матери, не сумевшей уберечь свое новорожденное чадо. До сих пор в некоторых европейских странах с неприязнью смотрят как на холмы, так и на горбатых детей, которых называют подкидышами эльфов и всячески над ними издеваются (представление об издевательствах можно вынести из сказки «Карлик Нос»).
Эти легенды помогали объяснить необъяснимые заболевания младенцев. Если ребенок переставал есть, бледнел, начинал капризничать без причины, мать начинала просить помощи у соседей и знакомых. Некоторые советовали выбросить ребенка в снег в лесу (сказки типа нашего «Морозко»), другие – прихватить кончик носа раскаленными щипцами, третьи – оставить в лесу на дороге, чтобы эльфы пожалели своего и взяли обратно, а матери вернули ее настоящего малыша. В легендах, как правило, родная мать не всегда шла навстречу советам и ее терзали сомнения: вдруг ребенка просто сглазили. Как правило, мать, в конце концов, встречала мудрую старушку, которая давала ей чудо-рецепт для определения истинной личины ребенка. И если это был эльф, его изгоняли щипцами. Кстати, образ мудрой старушки, которую встречают где-нибудь в глухой лесной чаще, нередко встречается в сказках всех европейских стран.