melma.ru


Очень много легенд о захоронениях шаманов передаётся из уст в уста на земле Якутии, даже сейчас, в начале 21-го века , эти мистические истории не оставляют равнодушными ни одного человека, кто считает себя причастным к древнему роду саха. В основе этих легенд лежат достоверные случаи произошедшие по причине беспокойства захоронений шаманов, беспокойства той мистической силы, которая сосредоточена в этих местах. Удивляют и завораживают факты, как эта сила реагирует на откровенные мольбы о помощи, как принимает дары памяти и не оставляет своих обидчиков без адекватного и неминуемого наказания.
Издревле, в Якутии было принято воздушное захоронение, подземное захоронение получило своё развитие на древней земле Якутии с приходом в 17-ом веке русского христианства. Одним из факторов приведшем к традиции воздушного захоронения лежит вечная мерзлота и продолжительная зима, а так же, если учесть, что кругом бескрайнии лесные просторы и малочисленное население, то захоронения на деревьях просто растворялись в кронах деревьев. Но всё же основную причину подобных захоронений надо искать в языческих традициях (более подробно об этом напишу в следующий раз). Шаманы всегда были хранителями традиций древнего народа, поэтому вплоть до коммунистического периода в нашей стране шаманов хоронили воздушным способом. А если ещё учесть, что сам гроб (арангас) изготавливали из сибирской лиственницы, которая отличается необычайной прочностью, то нет ничего удивительного в том, что и до наших дней «дожили» некоторые подобные захоронения. Историю каждого захоронения соплеменники передавали и передают из уст в уста, из поколения в поколение. Останки шамана принято перезахоронить по истечении ста лет, через следующие сто лет его вновь беспокоят перезахоронением в другой гроб. Так происходило два раза, иными словами, только по истечении двухсот лет останки шамана предавали земле. К захоронению Великих шаманов относились особо трепетно, над сооружением гроба (арганас) трудилось девять парней не вступивших на тот момент в связь с женщинами. В момент погребения осуществлялось жертвоприношение в виде черного жеребца с белой головой. При подробном соблюдении этого ритуала, дух шамана не оставлял своих соплеменников без охраны и продолжал помогать когда сородичи в этом нуждались. Истории известны случаи, когда во время физических конфликтах между соплеменниками и пришлыми людьми, помощь приходила из неоткуда, вдруг возникал темный смерч, который расшвыривал нападавших и их вещи в разные стороны. Но бывали случаи и не столь явного вмешательства, так обидчиков настигала внезапная гроза и они страдали от града и молнии, а так же, спустя некоторое время теряли рассудок. Одно во всех подобных историях характерно, шаманы всегда вставали на защиту своих сородичей (особенно это относится к светлым шаманам). Правда и своим соплеменникам они не давали спуску, если те забывали о своем погребенном шамане или были мало уважительны к памяти о нем. Тогда дух шамана начинал о себе напоминать в снах или являлся к кому-нибудь в видениях.
Из подобных историй и складываются легенды о духе шамана.
1 Написал Serg99    
  • Не хотелось бы, прогуливаясь по лесным северным местам, наткнуться неожиданно на такое воздушное захоронение. Замороженный саркофаг получается. Если у южных народов делала мумий, то тут и делать ничего не нужно было, природа сама позаботится о сохранности. Как бы со временем не началось активное туристическое паломничество в эти места, тогда потеряется вся загадочность.
    Интересно, а почему требовалось второе перезахоронение? В этом есть определенное обрядовое действо?
    0   Написал lebedy   |   
  • Скорее всего делали перезахоронение через сто лет, потому что считалось, что шаман не теряет своей силы в течение долгого времени, которое исчисляется сотнями лет.
    Хоронили на деревьях ещё и потому, что это как бы символ того, что шаман уходит в верхний мир, в небо. Обычно не просто на деревьях хоронили, а выбирали место на возвышенности.
    1   Написал Элпис   |   
  • На самом деле перезахоронение шамана через сто лет происходило по более простой причине. Хоть шамана и хоронили в выдолбленной колоде из сибирской лиственницы, дерево которое очень крепкое, его ещё называют железным деревом и оно тонет в воде. Но даже и такому дереву, время не подвластно. Так что колода с останками шамана элементарно разваливалась.
    1   Написал Serg99   |   
    • Serg99: Выходит, что из поколения в поколение передавался наказ следить за воздушными захоронениями, чтобы вовремя сделать обновление колоды. Я так понимаю, во время перезахоронения должны совершаться обряды, а обряды могут проводить только шаманы. А место выбирают далеко от первоначального или оставляют среди тех же деревьев? Потом через двести лет останки предают земле, а те духи, которые руководили и помогали шаману, они переходят к вновь избранным и начинают их обучать?
      0   Написал lebedy   |   













































 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами