Издревле, в Якутии было принято воздушное захоронение, подземное захоронение получило своё развитие на древней земле Якутии с приходом в 17-ом веке русского христианства. Одним из факторов приведшем к традиции воздушного захоронения лежит вечная мерзлота и продолжительная зима, а так же, если учесть, что кругом бескрайнии лесные просторы и малочисленное население, то захоронения на деревьях просто растворялись в кронах деревьев. Но всё же основную причину подобных захоронений надо искать в языческих традициях (более подробно об этом напишу в следующий раз). Шаманы всегда были хранителями традиций древнего народа, поэтому вплоть до коммунистического периода в нашей стране шаманов хоронили воздушным способом. А если ещё учесть, что сам гроб (арангас) изготавливали из сибирской лиственницы, которая отличается необычайной прочностью, то нет ничего удивительного в том, что и до наших дней «дожили» некоторые подобные захоронения. Историю каждого захоронения соплеменники передавали и передают из уст в уста, из поколения в поколение. Останки шамана принято перезахоронить по истечении ста лет, через следующие сто лет его вновь беспокоят перезахоронением в другой гроб. Так происходило два раза, иными словами, только по истечении двухсот лет останки шамана предавали земле. К захоронению Великих шаманов относились особо трепетно, над сооружением гроба (арганас) трудилось девять парней не вступивших на тот момент в связь с женщинами. В момент погребения осуществлялось жертвоприношение в виде черного жеребца с белой головой. При подробном соблюдении этого ритуала, дух шамана не оставлял своих соплеменников без охраны и продолжал помогать когда сородичи в этом нуждались. Истории известны случаи, когда во время физических конфликтах между соплеменниками и пришлыми людьми, помощь приходила из неоткуда, вдруг возникал темный смерч, который расшвыривал нападавших и их вещи в разные стороны. Но бывали случаи и не столь явного вмешательства, так обидчиков настигала внезапная гроза и они страдали от града и молнии, а так же, спустя некоторое время теряли рассудок. Одно во всех подобных историях характерно, шаманы всегда вставали на защиту своих сородичей (особенно это относится к светлым шаманам). Правда и своим соплеменникам они не давали спуску, если те забывали о своем погребенном шамане или были мало уважительны к памяти о нем. Тогда дух шамана начинал о себе напоминать в снах или являлся к кому-нибудь в видениях.
Из подобных историй и складываются легенды о духе шамана.
- lebedy | 2011-01-18 01:35:03Написал
- Скорее всего делали перезахоронение через сто лет, потому что считалось, что шаман не теряет своей силы в течение долгого времени, которое исчисляется сотнями лет.
Хоронили на деревьях ещё и потому, что это как бы символ того, что шаман уходит в верхний мир, в небо. Обычно не просто на деревьях хоронили, а выбирали место на возвышенности.Элпис | 2011-01-20 12:20:40Написал - На самом деле перезахоронение шамана через сто лет происходило по более простой причине. Хоть шамана и хоронили в выдолбленной колоде из сибирской лиственницы, дерево которое очень крепкое, его ещё называют железным деревом и оно тонет в воде. Но даже и такому дереву, время не подвластно. Так что колода с останками шамана элементарно разваливалась.Serg99 | 2011-01-20 12:20:49Написал
- Serg99: Выходит, что из поколения в поколение передавался наказ следить за воздушными захоронениями, чтобы вовремя сделать обновление колоды. Я так понимаю, во время перезахоронения должны совершаться обряды, а обряды могут проводить только шаманы. А место выбирают далеко от первоначального или оставляют среди тех же деревьев? Потом через двести лет останки предают земле, а те духи, которые руководили и помогали шаману, они переходят к вновь избранным и начинают их обучать?lebedy | 2011-01-20 12:20:28Написал
Интересно, а почему требовалось второе перезахоронение? В этом есть определенное обрядовое действо?