Горловое пение в исполнении шаманов
Горловое, или гортанное, пение - одна из шаманских практик, сохранившихся до наших дней. Искусство горлового пения распространено в Хакассии, Монголии, Тыве, Бурятии, Башкортостане, на Алтае, Тибете, в северной части Африки и в некоторых индейских племенах. Уникальным это пение считается не только по тому, что его используют шаманы. При горловом пении исполнитель извлекает одновременно две и даже три ноты, тем самым образуя двух- или трёхголосье.
Потомственный тувинский шаман Николай Ооржак считает, что горловое пение, подражая звукам животных, создаёт звуки, гармоничные со Вселенной, поэтому певец воспроизводит ритмы единого целого. Сам Николай владеет всеми стилями горлового пения. А всего существует пять стилей: хоомей, эзенгилээр, каргыраа, борбаннадыр.
По мнению шамана, эта музыка помогает восстанавливать целостность человека, а в сочетании с бубном можно получить высший целостный подход к человеку. В этом заключается могущество цельного звука.
Кроме тувинской, есть ещё и алтайская традиция горлового пения, называемая "кай", на котором также исполняли народный героический эпос.
Даже те, кто не практикуют шаманизм, а просто овладели искусством горлового пения и выступают с концертами, отмечают, лечебный эффект гортанного пения. Считается, что горловое пение охватывает сразу три мира:
- нижний мир - бурдон,
- средний мир,
- верхний мир - свист.
Гортанное пение начинается в нижнем мире, затем добавляется верхний звук, а потом добавляется средний. Так получается трезвучие.
Такая музыка не привычна для нашего уха, да и слушать её в повседневной обстановке, как мы привыкли слушать популярную музыку, нельзя. Для того, чтобы ощутить всю гармонию этой необычной музыки, нужно настроиться. Тогда и эффект будет другой. А мимолётное знакомство, из любопытства приведёт к отвержению непонятной музыки.