melma.ru


Обряд захоронения шаманов у нганасан и история продолжения их жизни после смерти


Нганасаны - самодийский народ в Сибири, населяющий восточную часть Таймырского муниципального района Красноярского края, главный город Дудинка. Ещё этот народ считают самым северным народом на материке Евразия.

У нганасан шаманов хоронили так же, как и обычных людей. Увозили в тундру, оставляли там на нартах, а сверху ставили чум из лиственницы. Как полагается женщинам клали посуду, мужчинам - столярные инструменты, сети и оружие. При этом обратите внимание на самый важный момент похоронного ритуала: все вещи обязательно должны быть сломанными или разорванными. Это связано с тем, что нганасане верили - разбитое станет целым в потустороннем мире. Даже одежду шаманов тоже в клочья рвали и хоронили вместе с хозяевами. Переходили по наследству только металлические украшения, которые по представлениям нганасан обладали силой.

Один шаман по имени Тубяку ещё при жизни передал таймырскому краеведческому музею бубен с колотушкой и свой костюм. С того времени в музее стали происходить удивительные вещи.

Однажды перед закрытием музея директор хотел включить сигнализацию, но ничего не получилось. Вместе с электриком стали выяснять, в чём дело, и обнаружили, что в зале, где был расположен в экспозиции музея костюм шамана разорван провод. Решили починить утром, но утром провод оказался целым.

Через несколько лет в музей приехали художники, которые остались ночевать в музее. Всю ночь сам по себе включался и выключался свет. Художники подумали, что кто-то шутит, но никого не обнаружили. До рассвета остаться в музее решили немногие, некоторые испугались и ушли.

За костюмом шамана Тубяку работники ухаживают как за живым существом, даже водкой сбрызгивают по просьбе хозяина. Прикасаться к костюму можно только, обвязав запястье специальной тряпочкой, которая защищает то злых духов.
В музей пообщаться с духом шамана приходят периодически родственники Тубяку. Сын шамана пробовал несколько раз совершить обряд в костюме отца, но у него не получалось.

Ещё одна "шаманская история" произошла в Дудинке, где раньше на берегу Енисея был музей. В музее была выставка картин местного художника. На одном из полотен был изображён шаман. Именно этот портрет как бы его ни крепили падал со стены каждую ночь.

Вот так продолжается жизнь шаманов после их смерти. Телесная оболочка умирает, но дух продолжает свою жизнь.
1 Написал Элпис    
  • Вот бы еще бубен Тубяку начал бы издавать звуки во время экскурсий, тогда бы на экскурсию приходили не только за тем, чтобы познакомиться с экспонатами, а специально чтобы воочию увидеть и услышать загадочные явления, происходящие от вещей шамана. А то что передал их при жизни не повлияло на него самого? Или первоначально он спросил позволения у духов? А чем же тогда он сам проводил обряды, ведь бубен и костюм - это основные принадлежности.
    Надо шаманов приглашать к нам, когда у нас после ураганов провода на столбах обрываются, они бы их быстро восстановили. ))
    Ясное дело, что у сына ничего не получилось в костюме отца, ведь это вещь наполненная силой одного конкретного человека. Взять к примеру нашу обычную жизнь, есть у молодых парней и девчонок такая привычка, как обмениваться на некоторое время своей одеждой или аксессуарами. Затем, когда одежда начинает применяться по назначению другим лицом, с ней что-нибудь да случится, то утюгом прожгут, то порвут в самом неожиданном месте. Одежда, которая принадлежит одному человеку, впитывает в себя все его особенности, а перейдя к другому, просто отвергает нового хозяина.

    0   Написал lebedy   |   













































 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами