Была ли коррупция в шумерской школе?
Примерно четыре тысячи лет назад шумеры при обучении школьников уже использовали труды, которые размножались на глиняных табличках. Наши ученые около пятидесяти лет мучились над переводом повторяющегося текста, чтобы понять, какие знания хотели донести до нас представители древнейшей цивилизации Земли. Правда, даже переведя, путаются в догадках, кто мог быть автором данного текста. Некоторые считают, что это был ученик, сочинение которого было настолько блестяще выполнено, что потом его размножили для ознакомления другими школьниками. Другие считают, что это был талантливый преподаватель.
Если это сочинение, то в нем весьма подробно описан день школьника. Ученик с утра пошел в школу, где пересказал выученную наизусть табличку с заданием, затем позавтракал, подготовил новую табличку и вернулся домой. Дома мальчик рассказал отцу, что хорошо ответил задание, и отец обрадовался успехам сына. Однако на следующий день, взяв от матери две булочки на завтрак, мальчик пережил много неприятных минут в школе. Во-первых, он опоздал, за что его отругал учитель. Затем болтал с другими учениками. После без спросу встал с места во время урока и вышел из ворот школы, обидевшись на весь белый свет за «несправедливое наказание». Но дома мальчик одумался и попросил отца задобрить учителя подарками. Отец прислушался к сыну, пригласил преподавателя в дом, посадил на высокое место, ученик стал демонстрировать ему свое искусство в табличках, потом гостя покормили и преподнесли в подарок кольцо на палец. Такой поступок не являлся зазорным, не карался, а считался признаком почтительности и благодарности за полученные знания. Поэтому не удивительно, что учитель возрадовался и провозгласил юношу первым среди учеников, лучшим среди друзей и братьев и практически ученым человеком.
В этом же историческом документе есть свидетельство о количестве дней, проводимых в школе. Их 24. Плюс три дня отдыха и три дня праздников. С тех пор мало что изменилось…