Литавры представляют обширное семейство барабанов. Это, пожалуй, наиболее известный и распространенный инструмент по всему миру. Еще в детстве мы били в барабан, купленный родителями в игрушечном магазине. Но этот инструмент играет гораздо более важную роль, нежели просто развлечение. Это неизменный атрибут любого оркестра, каким бы маленьким он ни был. Кроме того барабан может даже выступать и как самостоятельный инструмент, предупреждая людей о грозящей им опасности. Его громкий и отрывистый звук слышен отовсюду и поэтому привлекает внимание. Семейство барабанов включает в себя множество представителей. Гатам, дьямба, дарбукка, конга, кика… И это далеко не полный список членов этого семейства. Каких-то представителей мы хорошо знаем, а каких-то впервые встречаем. Литавры, пожалуй, не относятся к незнакомым инструментам. Однако многого мы о них не знаем. Давайте восполним этот пробел вместе с Андреем Пивоваровым.
Литавры – это латиноамериканские барабаны. На них всегда играют в паре, поэтому чаще всего их называют не просто литавры, а сдвоенные литавры, что вполне оправданно.
Каждый из двух барабанов имеет каркас и обода. Каркас барабана неглубокий и сделан, как правило, из медных сплавов. Края обода находятся чуть выше ударной поверхности и в этом заключается особенность литавр. Винты, находящиеся на ободах, регулируют степень натяжения перепонки, от чего, как известно, зависит качество звучания. По ударной поверхности литавр принято стучать специальными палочками. Они тонкие и легкие, что порождает такой же легкий звук.
Соединены литавры с помощью стойки. На верхнем конце стойки находятся рупорные колокольчики, которые также принимают участие в порождении звука. Стойка может регулироваться по высоте, подстраиваясь по конкретного музыканта. В этом заключается исключительное удобство этого инструмента.
Литавры отличаются довольно компактными размерами, что значительно облегчает их транспортировку. Это тот инструмент, который сравнительно легко переносить на любые расстояния. Диаметр каждого из барабанов не превышает сорока сантиметров, а глубина не больше двадцати сантиметров. Литавры относятся к группе мембранофонов. Это означает, что инструмент производит звуки благодаря натянутой коже. Музыкант бьет по поверхности палочками, в результате чего получается звук. Высоту и характер звука можно менять, изменяя место нанесения удара по барабанам. Считается, что литавры появились на Кубе, где они чрезвычайно популярны и в наши дни. Это аккомпанирующий инструмент, который используется в танцевальной музыке. Однако история литавр не ограничивается только Латинской Америкой.
В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны в пятнадцатом веке, а с семнадцатого века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали. Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.
На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.