melma.ru
Главная » Инструменты » Этнические » Дарбука. Думбек

Дарбука. Думбек

Дарбука. Думбек

Барабан на востоке – не просто музыкальный инструмент, это – хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. С помощью дарбука можно извлекать такие ритмы, которые передают радость и печаль. Именно благодаря дарбуку поднимают бойцовский дух воинов и кулачных бойцов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества.
Существует много синонимичных названий дарбука, это и тарбука (Узбекистан, Таджикистан, Афганистан), и дарабука (Румыния), а также тарамбука (Болгария) или думбек. (Армения) и многие другие.

География распространения этого инструмента очень обширная, что свидетельствует о неугасающем к нему интересе. Это древний инструмент, насчитывающий в своем развитии тысячелетия. Нет точных сведений о первом появлении дарбука. Так, согласно одним источникам, первая дарбука появилась в четырнадцатом веке до н.э. и представляла собой односторонний барабан среднего размера с сильным и глубоким звуком. Древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Традиционно инструмент изготавливался из керамики, но которую натягивали козлиную или верблюжью кожу. Позже для изготовления дарбуки стали применять стволы деревьев, алюминий, медь и пластик.

По другим сведениям, барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века. Кроме того, в алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны.
Есть сведения, что на Ближнего Востока, который традиционно считается Родиной дарбука, свидетельства о его существовании были обнаружены в XI веке до н. э. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш». Таким образом, несмотря на разнящиеся истории возникновения дарбука ясно одно – этот инструмент прочно вошел в историю и не забыт в наше время.

Если первые инструменты были, как уже было сказано выше, из глины, то в последнее время стали популярны металлические дарбуки, мембраной которых служит специальный пластик. Глиняные барабаны имеют классический вид, но очень хрупкие. Металлические же дарбуки можно настраивать, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, чего нельзя сделать с дарбуками из глины. Для придания мелодии колоритности и неповторимого очарования внутрь дарбуки помещают небольшие съёмные металлические тарелочки, позвякивающие при игре.

Важно правильно настроить инструмент

Для этого, как ни странно, использовали огонь. С древних времен и по сей день дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая их у огня. От тепла мембрана натягивается, звук меняется, после чего дарбука может выступать в роли сольного барабана, который традиционно звучит выше остальных барабанов. Гораздо проще в плане настройки дарбуки с пластиковыми мембранами, которые не нужно настраивать перед каждым выступлением. Это делается один раз. Мембрану натягивают до получения нужного звука специальными ключами.

Инструмент отличается компактными размерами. Так, средняя высота инструмента — четыреста миллиметров, диаметр — около трёхсот миллиметров. От размеров зависит название барабана. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднеее между таблой и дохоллой.

Есть много видов дарбука, но среди них выделяются два основных: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены, что щадит пальцы и облегчает перекаты пальцами, но затрудняют щелчки. У турецких дарбук края верхней части барабана не сглажены, что позволяет легко использовать щелчки при игре. Отличаются инструменты и по манере изготовления. У египетских дарбук у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, в которое утоплены болты. У турецких инструментов болты вынесены вовне, что может мешать новичкам. Важно отметить, что чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана.

Как правильно держать этот инструмент? Традиционно его держат с левой стороны. Египетский композитор и театральный деятель Дарвиш Сейид говорил, что во время игры надо прижимать дарбук ее к левому боку, поскольку из левого ребра Адама бог создал Женщину – то великое чудо, которое нас вдохновляет, дарит любовь, страдания и жизнь. Не только очертания женского тела, но и саму ее стихию и страсть повторил собой этот барабан.

Играют на дарбуке сидя или стоя

В первом случае барабан держат на коленях, придерживая его левой рукой. Во втором случае барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо. Играют ладонями и пальцами обеих рук. Правая рука является ведущей, левой создают ритм. Можно также использовать при игре специальную палочку, называемую çubuk.

Какова техника извлечения звуков из дарбука?

Итак, основных тона два: низкий и высокий. Первый получается от удара ближе к центру мембраны, второй – от удара по краю барабана. Есть и другие способы звукоизвлечения, именно поэтому можно охарактеризовать игру на дарбуке как яркую и многотоновую. Для этого существуют, например, звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара и многое другое. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши. Включите фантазию и, возможно, вы сами изобретете новый тип игры на дарбуке!

Приведем основные ритмы игры на дарбуке: максум (распространён повсеместно), сайди (популярен в Верхнем (Южном) Египте), чифтетели (популярен в Греции и Турции), айюб (популярен в Северной Африке.), карсилама (популярен в народных греческих и турецких песнях, а также в современном турецком джазе).

Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например:

1-+-2-+-3-+-4-+-
D-D-tkT-D-tkT-tk , где

D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана; t — tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки; k — ka, тот же tek, но для левой руки.

Таким образом, можно прочитать ритм как «ДумДум-текаТек-Дум-текаТек-тека». Например, распространенный повсеместно «максум» на практике выглядит так:


1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T-__T-D-__T-__
D-S-tkS-D-tkS-tk

Ритм «карсилама», который используется в турецком джазе, имеет следующую структуру:


1-+-2-+-3-+-4-+-5-
D-__T-__D-__T-T-T-
D-kkT-kkD-kkT-T-T-

В современных музыкальных традициях нельзя обойтись без дарбука. Так, этот инструмент был использован в 1863 году в опере Гектора Берлиоза «Троянцы». В тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году Халим Эль-Дабх сочинил первые композиции для дарбуки и оркестра, премьера которых состоялась в Нью-Йорке. В настоящее время дарбука широко применяется в современной арабской поп-музыке.

Этот инструмент можно приобрести, в основном, в Египте и Турции, причем цены на него могут разниться от нескольких долларов до украшенных перламутром шедевров ручной работы за несколько сотен. Кроме того есть известные международные фирмы-производители, такие как Remo, Meinl, Gawharet el Fan, Kevork, Mid-East Mfg.

Итак, мы очень надеемся, что вас заинтересовал этот инструмент. Да, он не очень-то распространен в России, но чья в этом вина? Может, и ваша тоже? Давайте узнавать новое, не бояться перемен и трудностей, осваивать диковинные инструменты и, кто знает, может, именно вы расскажете нам много нового об этом инструменте.





Пример звучания

Рейтинг:
 (голосов: 8)



Возможно Вас заинтересует:



  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами