melma.ru

Кото

КотоКото или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Старейшая разновидность кото называется сокёку, по имени которой названа музыка для этого инструмента. Кото известен с древнейших времен. Об этом свидетельствуют археологические находки, датируемые III веком до нашей эры. Это глиняные фигурки музыкантов с кото. Именно с этого времени инструмент стал не только известен, но и приобрел популярность в наши дни.
Кото занимает важное место в дальневосточных музыкальных культурах. Этот инструмент по праву является важным и незаменимым представителем классической музыкальной традиции. Это поистине уникальное положение инструмента. Ни в одной другой музыкальной культуре мира инструменты этого типа не занимают подобного места. Почему же в культуре Дальнего Востока кото так важно? Это объясняется особенностью дальневосточного музыкального мышления, которое основывается на пятиступенчатом структурном архетипе. Кото характеризуется музыкальным непостоянством, в зависимости от ситуации он может звучать по-разному.
Кото не всегда звучало соло. С того момента, когда ему стал аккомпанировать сямисэн, в моду вошел стиль тэгото-моно. Ансамбли из кото и сямисэна приобрели большую популярность и приглашались в самые знатные дома. Стиль тэгото-моно породил новые музыкальные термины. Так, первый раздел партии кото стал называться хон-тэ, а второй – каэ-дэ. Первый раздел был музыкально и технически проще, нежели второй, в котором чаще всего использовалась более сложная и изысканная мелодическая линия. Иногда в музыкальной композиции был и третий раздел, который характеризовался бурдонирующим звучанием.
Со временем, к ансамблю из кото и сямисэна добавилась сякухати. Это вертикальная бамбуковая флейта, благодаря которой кото стало еще больше популярно теперь уже в составе трио, что стало основой для нового стиля в музыке – санкёку. Дословный перевод этого стиля обозначает «композиция трех», что наглядно подтверждают три инструмента данного музыкального направления.
Основной разновидностью кото является со-но кото, имеющее тринадцать струн. Каждая из этих струн может быть настроена на любую высоту в пределах трехоктавного диапазона. Этот инструмент был заимствован из Китая и прочно вошел в анналы классической японской музыкальной традиции. Со-но кото вошел в японскую культуру в седьмом веке и сразу же занял одно из ведущих мест в оркестре гагаку.
Музыка гагаку тесно связана с японской культурой. Эта музыкальная система отличается сложной организацией и лежит в основе развития японской музыки, особенно для традиции игры на кото.
Главной и уникальной особенностью музыкальной системы в гагаку является удачное гармоничное сочетание двух структурных музыкальных основ Китая и Японии. Музыкальная основа Китая называется пентатонной ангемитонной, а Японии - полутоновой пентатоники. На основе слияния двух основ получается принципиально новая структура. Она включает два трихорда из узкого полутона и расширенной большой терции. Основные тоны располагаются по квартам и прилегают к ним по узким полутонам. Основная мелодическая линия выдержана в японской тоновой структуре, а сонорный устой полностью китайский. В этом отличительные особенности музыки гагаку.
Какую роль в музыке гагаку занимало кото? Это была роль основы, за которую и отвечало кото. Оно не исполняло мелодической структуры, а давало ритмоформулы. Их роль была чрезвычайно важна, так как именно они акцентировали ключевые моменты сонорных устоев, а также давали ритмические импульсы всему развитию композиции. Таким образом, кото выполняло вспомогательную функцию, но от этого роль инструмента нельзя преуменьшать.
Кото всегда был инструментом оркестра придворной музыки, поэтому и роль его в музыкальной традиции была очень весомой. Сольный репертуар кото отличался разнообразием, хотя до наших дней не дошли музыкальные свидетельства этого факта. Сохранились только литературные свидетельства об исполнении подобных пьес.
С течением времени история менялась, установилась система сёгуната. Это не могло не отразиться на роли кото в музыке Японии. Многие музыканты вынуждены были податься в бега и селиться в отдаленных уголках Японии. Игра на кото пришла в упадок, инструмент отошел на задний план. Теперь на смену рафинированной музыки гагаку пришли другие жанры, отличающиеся бедностью средств выражения и непосредственной эмоциональной напряженностью. Одним их таких музыкальных направлений стал хэйкэ-бива.
К счастью, кото не долго находилось в забвении. Благодаря буддийскому священнику Кэндзюну, для кото начал формироваться новый оригинальный репертуар. Воснове эстетики священника лежал процесс музицирования на цине в Китае. По мере введения новых стилей изменялась и музыкальная форма композиций для кото. В этот период большинство пьес для кото были написаны в форме песен. Основной особенностью нового стиля, получившего название куми-ута, является отсутствие явного сюжета в песнях. Следует также обратить внимание на архаичную манеру исполнения песен, каждая из которых состоит из тридцати двух тактов, и первый такт каждых четырех тактов представляет собой стереотипный мотив из репертуара кото. Определенный мотив заканчивает каждую из песен. Со временем количество стереотипных моментов уменьшилось. Песня исполнялась одним музыкантом, который сам себе и аккомпанировал. Эта манера исполнения песен на кото сохранилась до наших дней.
На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в этом исполнении нет. Однако это не так. Уникальность песенных композиций состоит в том, что мелодия голоса и инструмента представляют различные мелодические линии. Причем они различны не только в функциональном плане, но и в тоновом. Этот факт так усложняет манеру исполнения, что сделать это могли только настоящие профессионалы.
Существует мнение, что вокальная часть композиции была изначально не стабильна, а могла импровизироваться. Перманентной была только музыкальная основа. Подтверждением этому служит факт наличия разнообразных версий одних и тех же композиций в различных музыкальных школах. Каждый исполнял песню по-своему. Этот стиль получил название цукуси-гото по имени провинции, где жил монах Кэндзюна.
Наряду с появлением стиля куми-ута появились композиции, форма которых получила название дан-моно или сирабэ-моно. В это время возрождается искусство дансирабэ или инструментальной пьесы. Это происходило под руководством известного музыканта и композитора семнадцатого века Яцухаси Кэнгё. Например, "Рокудан-но-сирабэ" («Пьеса в шести частях») - одно из его ранних произведений, написанных в новой форме. Пьеса написана в форме вариаций, где каждый раздел содержит одинаковое число ритмических единиц – сто четыре. Это число символично для композитора, так как является кратным тринадцати - по числу струн кото. Число тринадцать символично для Яцухаси Кэнгё. Подтверждением этому служит, например, одно из центральных сочинений автора - цикл из тринадцати вокально-инструментальных композиций.
Яцухаси Кэнгё определил своим творчеством важный этап в истории развития исполнительства на кото. Именно в это время впервые исполнителем на кото стал слепой музыкант, что до семнадцатого века было категорически запрещено. Яцухаси Кэнгё изменил также систему настройки кото, внедрив с японскую интонационную систему. Это породило создание нового строя, который стал основным для большинства произведений позднейшей японской классической музыки. Он называется «хирадзёси».
Введение в качестве основы японской ладово-интонационной системы полностью преобразило звучание куми-ута. До этого японская интонационная структура реализовывалась только в качестве мелодической основы. И поэтому заложенный в ней гармонический потенциал не осознавался. Кроме того, специфика интонирования была такова, что он даже не присутствовал в реальном звучании. Но с приходом новой структурной системы настройки инструмента стали возникать гармонические соотношения как с вокальной линией, так и внутри собственно инструментальной партии.
Яцухаси Кэнгё не только изменил строй инструмента. Он также разработал технику игры на кото, введя семнадцать базовых техник и более ста различных усовершенствований, которые и поныне сохранили значение в исполнительстве на кото.
Яцухаси Кэнгё «проторил путь» в музыкальную культуру для других слепых музыкантов, которые проявляли в этом деле большую одаренность. В результате именно слепым исполнителям стал присуждаться титул «Кэнгё», который подтверждал их высокий уровень мастерства. Ученик Яцухаси, Икута Кэнгё, стал основоположником нового музыкального стиля дзиута. Икута Кэнгё ввел практику исполнения вокальных сочинений в сопровождении дуэта кото и сямисэна, ставшую нормативной для этого стиля.
С этого времени виртуозные интерлюдии, исполняемые этими двумя инструментами, стали вводиться в большинство вокальных композиций. Важной отличительной чертой стал более протяженный, по сравнению с вокальным, инструментальный раздел. Разница составляла приблизительно в пропорции три к одному. Данный раздел даже получил специальное название - тэгото, а стиль пения - тэгото-моно.
Композиции в стиле тэгото-моно представляют собой песни с протяженными инструментальными разделами (тэгото). Количество инструментов не стабильно - от одного до трех. Песня имеет три раздела – начальная песня (маэ-ута), тэгото и заключительная песня (ато-ута). Песня может иметь до семи разделов - песня (маэ-ута) - тэгото - песня (нака-ута) - тэгото - песня (нака-ута) - тэгото - песня (ато-ута). Форма песни без тэгото может варьироваться в зависимости от сюжета.
Икута Кэнгё основал свою школу кото, которая называлась Икута-рю. Эта школа продолжает успешно развиваться и в наши дни. Ее отличительными особенностями являются особое внимание к инструментальной партии композиций, ведущее к мастерскому исполнительству, а также готовность в неустанном усвоении новых технических приемов и способов звукоизвлечения. Тексты композиций школы Икута являются небольшими по объему, но при этом для них характерен тонкий символизм, использование вычурных поэтических приемов, приводящее к наличию нескольких смысловых линий одновременно. Внешними признаками школы Икута являются, во-первых,характерная посадка за кото (чуть боком) и, во-вторых, прямоугольная форма когтей-напалечников.
Форма тэгото получила развитие в Киото и Осаке, а в Эдо появляется новый стиль, введенный Ямада Кэнгё. Для его творчества характерны переложения для кото пьес, которые изначально написаны для сямисэна. Ямада Кэнгё основал школа Ямада-рю (слово рю - букв., стиль, манера, течение - обозначает исполнительскую школу), которая на сегодняшний день является равной по значению школе Икута. Отличительной чертой школы Ямада-рю является приверженность к традиционной манере исполнения. В связи с этим многие ошибочно принимают Ямада-рю за более древнюю школу, чем Икута, хотя это не так.
Композиции школы Ямада-рю отличаются использованием длинных текстов балладного характера. Эти тексты имеют ярко выраженную сюжетную основу. Манера вокального исполнения очень оригинальна. Она напоминает театральную пьесу, даже сами тексты могли браться из театральных пьес. По сравнению с традициями в Икута-рю, инструментальная партия здесь в гораздо большей степени подчинена вокальной. Композиции школы Ямада характеризуются отсутствием чисто инструментальные части. Существуют лишь относительно короткие инструментальные интерлюдии, зачастую носящие изобразительный характер. Однако, в наиболее драматичные моменты партия инструмента приобретает весьма динамичный характер. Исполнители в традиции Ямада можно узнать по когтями овальной формы и манере сидеть перпендикулярно к инструменту.
В девятнадцатом веке Эдо Ёсидзава Кэнгё разработал еще один песенный стиль. Он предполагает сопровождение одного только кото и обращение к поэзии вака.
В двадцатом веке кото не забыто. Кардинальное изменение в музыке для кото связано с именем Мияги Митио(Накасуга Кэнгё). Именно его называют «отцом новой музыки». Отличительные особенности его стиля – обширный арсенал игровых приемов, высокотехничная исполнительская манера, слияние европейских и традиционных элементов музыкального языка. Мияги Митио часто называли «японским Шубертом», имя в виду особый лиризм его мелодий и виртуозность их исполнения.
Кото – это не просто инструмент, это история страны, это ее культурное наследие.

Пример звучания

Рейтинг:
 (голосов: 2)




  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами