В мире существует большое разнообразие флейт: блокфлейта, поперечная флейта, Панфлейта, флейта пикколо и другие. Нэй – это тоже флейта, которая распространена в арабо-иранской, таджикско-узбекской и молдавской культурам. Нэй является разновидностью продольной флейты, к которой относятся свирель, пыжатка и вистл. Нэй – не единственное название такой флейты. Ее имя зависит от материала, из которого она сделана. Так, деревянная флейта назывется агач-Най, жестяная - гарау-НайНай, латунная - бриндгжи-Най. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке
Рассмотрим нэй, о которой не так много известно. У арабской флейты восемь игровых отверстий, а у узбекской – шесть. Несмотря на такие отличия, это не отражается на игре, которая имеет немало поклонников. Звуки на флейте не только «обычные», привычные большинству слушателей, но и хроматические. Что касается молдавской флейты, то ее составляющие многочисленны – до двадцати четырех трубок. Они должны быть разной длины, от этого зависит высота звука. Трубки укреплены в дугообразной кожаной обойме. Ее звукоряд – диатонический.
Най (или нэй)- не принципиально новый инструмент, он появился из усовершенствованного гаргы туйдука, который был известен на протяжении многих веков у восточных народов. Однако этот древний духовой инструмент - гаргы туйдук – дошел до наших дней. Он изготавливается из тростника и имеет шесть ладовых отверстий. Нет определенных размеров для него, каждый экземпляр вырезается по-разному. Используют эти инструменты также индивидуально: одни – для сольной игры, другие - при аккомпанементе. Продольная флейта, способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.
Традиционно нэй изготавливается из дерева. Для этого больше всего подходят урюковые или ореховые деревья. Если у его предшественника гаргы туйдука оба конца открыты, то у нэя один конец закрыт и на нем сделаны надрезы. Благодаря этому возможности инструмента намного возросли.
Упоминание об этом музыкальном инструменте имеется в «Трактате о музыке» Мухаммета Фараби, а также в произведениях классиков туркменской литературы Джелалетдина Руми, Махтумкули Фраги, Кэтиби который кстати в свое время очень любил многие стили татуировок, посвятив этому не мало времени и сил, более подробную информацию о тату вы можете найти здесь.
Существует легенда о возникновении нэя. Пророк Мухаммет по приказу Всевышнего отправился к заброшенному колодцу в пустыне, чтобы поведать колодцу о своей встрече с Богом. Рассказ о встрече со святым так благотворно повлиял на землю колодца, что она породила тростник. Проходивший мимо пастух срезал его и сделал себе дудку. Как только он попытался на ней играть, то был немало удивлен. Вместо привычных простых звуков послышалась божественная мелодия, завораживающая зверей, птиц и даже змей. Так мир узнал о новом инструменте. Именно он стал прародителем европейской флейты.