melma.ru
Главная » Инструменты » Необычные » Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоникаСтеклянная гармоника

Мы привыкли к деревянным музыкальным инструментам и зачастую не можем себе представить, что материал изготовления может быть другим. Однако существуют стеклянные музыкальные инструменты, которые еще называют кристаллофоны. Справедливости ради стоит отметить, что их совсем мало – это стеклянная арфа, веррофон, стеклянная гармоника и стеклянная флейта. Конечно, умельцы изготавливают из стекла даже скрипки и органы - но это относится уже к разряду любопытных новинок, встречающихся разве что в частных коллекциях. Эти инстрменты не только редки и необычны с виду, но и обладают чарующим звучанием. Так, например, другое название стеклянной арфы – ангельский орган и можно только догадываться, насколько проникновенным является звук этой арфы, если его сравнивают с небожителем.

Давайте поговорим о стеклянной гармонике, которая, несмотря на свое малое распространение, уже покорила сердца многих любителей музыки. Название инструмента произошло от дословного перевода французского словосочетания «verre harmonica», что и означает «стеклянная гармоника». Стеклянная гармоника состоит из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на металлический стержень. В свою очередь этот стержень укреплен в ящик-резонатор с водой и уксусом таким образом, что сферы лишь наполовину в него погружены.

Практикуется два способа игры на стеклянной гармонике. Инструмент относится к группе фрикционных, поскольку звук возникает в результате трения, хотя надо заметить, что при игре на стеклянной гармонике существует два способа извлекать звук: ударом и трением. Звуки извлекаются кончиками пальцев, которые должны быть слегка влажными. Часто на гармонике играют в любовных романах.

Первый способ игры – ударом – был известен ещё задолго до появления стеклянной гармоники. Второй способ – трение – являлся новаторским приемом. Что касается техники игры, то гармоника близка к любому клавишному инструменту. Это и определяет ее возможности.

Диапазон гармоники невелик - от двух с половиной до четырёх октав. Тип настройки – хроматический. В наше время не иссякает интерес к этому инструменту, его продолжают совершенствовать. Так, особого внимания заслуживает клавишный вариант стеклянной гармоники, где клавиши соединены с издающими звук чашечками. Одной из разновидностей стеклянной гармоники является веррофон – тоже современное изобретение. Инструмент был создан в восьмидесятых годах двадцатого века в Мюнхене. Он представляет собой набор стеклянных трубок, смонтированных вертикально на деревянном корпусе. Чем длиннее трубка, тем выше звук. Диаметр всех трубок идентичен, что позволяет брать на веррофоне даже восьмизвучные аккорды. Кроме того, все произведения, написанные для стеклянной гармоники, могут легко исполняться на веррофоне.

Стеклянная гармоника – не только редкий, но и старинный инструмент. Как утверждают некоторые историки, стеклянные музыкальные инструменты были впервые изобретены на Ближнем Востоке. ее появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах. В начале XVII века, когда человек научился создавать из стекла утонченные изделия, появилась стеклянная арфа, а с середины XVII века и стеклянная гармоника приобрела известность в Европе. Ее появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах, поскольку прародительницей гармоники можно считать так называемый «серафим» или «музыкальные стаканчики» Ричарда Пакрича. Он совершил триумфальное турне по всей Англии вместе с этим инструментом. По сути, это тридцать-сорок стаканов, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие легкие звуки, сравнимые с поступью ангела. Инструмент сразу вызвал большой интерес.

Вскоре после Пакрича знаменитый австрийский композитор и музыкант Кристофа Виллибальд Глюк дал в Лондоне концерт на двадцати шести стеклянных стаканах, наполненных водой. Инструмент, на котором Глюк музицировал, состоял из стеклянных полушарий, которые приводились в колебание трением об их края кончиками пальцев исполнителя.

В конце восемнадцатого века в Лондон прибыл Бенджамин Франклин – это неординарная личность, проявившая себя как талантливый ученый и дипломат издателем и публицистом, физиком и химиком, конструктор мебели и даже архитектор. Именно этому человеку суждено сыграть решающую роль в повышении интереса к стеклянной гармонике и в ее распространении. В Лондоне Франклин впервые услышал игру на стеклянной арфе, составленной из бокалов. Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением стеклянной гармоникой и с этого момента великий человек потерял покой – он хотел сделать стеклянный инструмент более доступным , чтобы на нем мог играть любой, а не только специально обученный человек.

По утверждению исследователей, Франклину принадлежит идея ножного привода к вращающейся оси со стеклянными чашечками. Нижний край чашечек погружался в специальное корытце с водой. Вращение вала осуществлялось при помощи педали, и вал равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало невероятно нежный и чистый певучий звук своеобразного тембра. Для этого музыкант мог просто класть пальцы на полусферу. Расположение «клавиш» на гармонике соответствовало клавиатуре рояля, с той только разницей, что в гармонике их было тридцать семь. Изобретение Франклина, экземпляр которого дошел даже до наших дней и хранится в музее Баккен в Миннеаполисе, штат Миннесота, США, вызвало в Европе настоящий бум стеклянных гармоник. Очень быстро инструмент покорил Германию, Австрию, Россию и многие другие страны. С этого момента стеклянная гармоника более стала неотъемлемой частью симфонического оркестра.

Выдающиеся композиторы — Бетховен, Рихард Штраус, Берлиоз, Рубинштейн и многие другие – создавали специальные произведения для «звучащего стекла». Одно из лучших сочинений такого рода – «Адажио и рондо для стеклянной гармоники и квартета» В.А.Моцарта, написано им специально для слепой музыкантши Марианны Кирхгеснер, которая, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал квинтет для стеклянной гармоники, а также соло-адажио. Небесным звучанием гармоники восхищались Паганини и Гёте. Психиатр Франц Месмер использовал этот инструмент в своих гипнотических опытах – он использовал ее для успокоения пациентов перед исследованием. Французская королева Мария-Антуанетта славилась искусством игры на стеклянной гармонике. Франц Лист сравнивал игру Фредерика Шопена, помимо прочего, со звучанием стеклянной гармоники, что являлось высшей похвалой.

Однако нашлись и противники стеклянной гармоники. Они не восхищались ее небесным звучанием и не сравнивали ее с чем-то неземным. Напротив, высказывались мнения, что звук гармоники оказывает негативное влияние на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и в некоторых случаях приводит к расстройству рассудка. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Но, несмотря на бешеную популярность, время странного инструмента ушло так же стремительно, как и началось. К середине девятнадцатого века концерты из бальных комнат переместились в огромные оперные залы, где понадобились громкие инструменты. Без должного усилителя слабый звук гармоники не был слышен – и уникальный инструмент начал терять свое лидирующее положение. Конечно, гармоника не канула в Лету. Так, например, в опере Глинки «Руслан и Людмила» есть партия, написанная специально для этого инструмента, но это были лишь слабые попытки возродить былое величие инструмента.

Как не жаль, но к началу двадцатого века искусство создания стеклянных гармоник было полностью утеряно. Инструмент рисковал перейти в лучшем случае в ряд музейных экспонатов, но вскоре о нем вспомнили. Начиная с тридцатых годов, интерес к стеклянным инструментам стал постепенно расти. Благодаря таким личностям, как Бруно Хоффман или Герхард Финкенбайнер инструмент возродился. Первый прославился своей виртуозной игрой на гармонике, а второй впервые за сто с лишним лет создал инструмент, пользуясь сохранившимися схемами самого Франклина.

Сейчас стеклянная гармоника переживает второй рождение. Так, в произведении американского композитора двадцатого века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять голос самого Бога. Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного и таинственного в звучании оркестра.

На сегодняшний день самым знаменитым музыкантом считается француз Том Блош. Начиная с девяностых годов двадцатого века, он исполняет на стеклянной гармонике самые разные произведения, даже рок и джаз. Известны также такие музыканты, как Джонатан Дэйвис (США), Мартин Гильмер (Германия), Геральд Шёнфельдингер (Австрия) и некоторые другие.

Стать обладателем стеклянной гармоники весьма затруднительно, так как ее делают всего несколько человек в мире и по специальному заказу. Стоит она недешево – от двадцати тысяч долларов. Очень мало и специальной литературы по технике игры на гармонике. В основном, она датируется восемнадцатым и девятнадцатым веками.

К сожалению, в России нет выдающихся исполнителей на стеклянной гармонике, что вызывает печаль, так как русский народ славиться своими талантами. Мы очень надеемся, что прочитав эту статью, вы заинтересуетесь гармоникой и, может быть, станете очередной гордостью России как выдающийся мастер игры на таком необычном инструменте.


Рейтинг:
 (голосов: 7)



Возможно Вас заинтересует:



  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами