Саранги относится к семейству скрипок. Это довольно многочисленное семейство, включающее в себя не только всем известную скрипку, но и такие редкие инструменты, как каманч, ребек и ребаб.
Скрипка известна по всему миру. Это смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в шестнадцатом веке, а широкое распространение получила в семнадцатом веке. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.
Саранги – струнный инструмент с коротким грифом. Рассмотрим его составляющие. Основной его частью является корпус, который чуть более заужен, нежели корпус обычной скрипки. На корпусе расположена подставка для струн и, конечно же, сами струны. На конце корпуса предусмотрен также струнодержатель. Гриф саранги очень широкий. С одной стороны грифа расположены настроечные колки. На самом конце грифа расположена головка с колками для основных струн. Корпус инструмента изготовлен из дерева, а струн – из жил животных.
Поскольку саранги – эта часть семейства скрипок, то это также струнный инструмент. Его тональный диапазон довольно обширный – до двух октав. Это позволяет исполнять на саранги различного рода импровизации, что лишний раз доказывает самодостаточность инструмента. Инструмент отличается довольно компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку. Общая длина саранги не превышает семидесяти сантиметров. Этот факт означает, что саранги можно с легкостью транспортировать на любые расстояния, не заботясь о специальном и зачастую громоздком багаже для него.
Саранги относится к группе аккомпанирующих инструментов, который производит звуки благодаря вибрации струн. Для игры на саранги нужен смычок, котрый и приводит струны в колебательное движение, в результате чего и рождается музыка. Инструмент, подобный современной саранги, был изобретен в Индии, Пакистане и Непале. Он особенно популярен именно в этих странах. Существует множество разных форм саранги. Считается, например, что на саранги из Дели играть настолько сложно, что это под силу только семье изобретателя инструмента. На непальской саранге имеют право играть только мужчины. Эти тонкости придают инструменту еще большую загадочность и, как следствие, притягательность.
Традиционными прототипами саранги считают такие инструменты, как саринда, дильбура, раванахаста (раванхаттха), эсрадж, чикара, камайча (кеманча) и другие. Саранги распространён также в Афганистане, известен также в Таджикистане и Узбекистане. Во второй половине девятнадцатого века и в наши дни саранги – это не только концертный инструмент, он также выполняет ведущую роль в ансамблях. Несомненна связь саранги с индомусульманскими вокальными и танцевальными традициями; собственно сольное исполнительство на нем выросло из развёрнутого сопровождения вокальных композиций (кхьял, тхумри) и танцев (катхак) и поэтому во многом сохранило соответствующие технические и экспрессивные стилевые качества. Самостаятельная и развитая традиция игры на саранги. Среди выдающихся сарангия двадцатого века следует назвать Бунду Хан (Пакистан) и всемирно известного Рам Нарайян (Индия). Благодаря деятельности Нарайян саранги и приобрёл значение инструмента высокой традиции.