О том, на что способны шаманы, ходит много легенд. Многие называют их фокусами и трюками, с помощью которых шаманы оказывали эмоциональное воздействие на окружающих людей. Исследователи пытались понять и разоблачить обман шаманов, узнать реальную основу происходящего таинства. В результате наблюдений учёные пришли к выводу, что шаманы народов Сибири наряду с ловкостью рук использовали ещё и гипноз. Тем не менее легенды о сверхспособностях шаманов сохраняются, передаются из уст в уста как фольклорные предания.
Возникновению этих фантастических историй зачастую способствовали сами шаманы. Их намерения понятны: таким образом они увеличивали своё влияние на соплеменников.
Сат Сотпа - житель села Хондергей рассказывал много легенд о земляке Донгаке Кайгале. Этот шаман, по словам рассказчика, был универсалом. О нём говорили, что ему не страшны ни кинжал, ни пуля. Он владел искусством превращения в зверя. Соплеменники вообще считали его небесным волшебником. У шамана был коронный приём убеждения окружающих в своих способностях. Донгак Кайгал просил опытного охотника при всех зарядить кремневое ружьё и выстрелить в него. Пуля попадала прямо в грудь шамана, и из раны даже проливалась кровь. Некоторое время Дайгак Кайгал находился в тяжёлом, похожем на обморочное, состоянии, а потом начинал разговаривать со своими духами-покровителями. Постепенно шаман приходил в себя, начинал бить в бубен колотушкой, продолжал камлание. При этом всегда соблюдалось одно условие: это испытание Кайгал всегда проводил в юрте.
Другой знаменитый шаман Сат Сойзул во время камлания показывал такой фокус. Всем присутствующим он демонстрировал нож. Затем останавливал камлание и, направив левой рукой этот нож себе в грудь, начинал колотушкой забивать его в грудь. Шаман объяснял присутствующим, что кинжал сделан из небесного железа. Когда нож оказывался в груди шамана, тот становился неподвижным и тихим, и все думали, что он умер. Но спустя некоторое время шаман начинал шевелиться, извлёкал нож из груди и продолжал камлание...