melma.ru
Главная » Этника » Шумеры » Религия » Роль жрецов в Шумерской цивилизации

Роль жрецов в Шумерской цивилизации

Роль жрецов в Шумерской цивилизацииСословие жрецов занимало одну из высших ступеней среди классовых сословий. Они ненавязчиво правили всем и представляли собой замкнутую касту. Статус жреца передавался по наследству, а мог передаться «по конкурсу». Жрецом мог стать только хорошо образованный мужчина с отменным здоровьем, как бонус к здоровью и образованности нужно было приложить нравственность и хорошее происхождение. Образованным в Шумерской цивилизации считался человек, который владел письмом, умел петь, владел музыкальным инструментом, знал жертвенные ритуалы, богословие и умел принимать законные решения, продиктованные ему разумом. В период зарождения шумерской цивилизации жрецы вели службу нагими. Затем появились свободные одеяния изо льна. Чаще всего, светлых оттенков.

У шумеров было много храмов. Иерархию внутри возглавляли два жреца: шангу и эну. Шангу считался главным жрецом по административным вопросам. Эну в таинствах выполнял роль бога. Верховный жрец избирался после магического обряда-гадания, для которого использовались внутренности животного, заколотого на жертвенном одре. Верховный жрец занимал настолько высокий статус, что если правитель государства отправлялся на войну, он становился его наместников. Кстати, правителя шумеров также выбирали из касты жрецов, и его власть также переходила по наследству, образуя царскую династию.

Борьба церкви и правителей за власть

Именно из-за такой структуры Шумерская цивилизация начала уничтожать сама себя, деградируя и открывая тыл врагам. Постоянные распри из-за власти и вопроса, кто главнее, побудили религиозные институты противостоять правителям. А правители всегда завидовали несметным сокровищам жрецов (церкви во всем времена умели, подобно сказочным драконам, складировать нажитое, порождая зависть у власть имущих). Храмы пользовались у шумеров гораздо большим авторитетом, чем гражданская власть, поэтому страна ослабла, раздираемая внутренними распрями. В принципе подобные прецеденты встречались во многих европейских странах, да и в России тоже. Можно предположить, что церковь становится сильной в смутные времена, когда гражданская власть теряет доверие людей. В шумерской цивилизации подобное нарастание влияния религиозных институтов началось спустя тысячелетие после расцвета государства.

Кому принадлежал храм

Пристанище для богов возводилось на деньги царя. И именно царь начинал строительство, неся на голове корзину с глиной. Это не считалось зазорным, ведь возведение храма ассоциировалось не со строительством, а с воплощением духовных идей. Храм возводился из глины с расчетом на то, что через 50-100 лет он разрушится и образует высокую платформу для нового храма. Так возводился зиккурат – многоступенчатый храм, многовековое порождение строительных работ.

Роль жрецов в Шумерской цивилизации

Внутри стены храма украшались документальными хрониками: сценами побед, зарисовками бытовой жизни шумеров. Это как бы сближало божество с простым народом. Зиккурат, как правило, возводили поблизости от храма бога луны. Поблизости возвышался дворец царя, дом жрецов, святилище и царское кладбище.

В центре храмового зала устанавливали трон с сидящей на нем статуей божества. Здесь проходили таинства, в которых могли участвовать только жрецы. Изредка приглашался царь, приходивший без царского облачения.

Городом храмов и сосредоточия религиозной мощи, пожалуй, можно назвать Вавилон. Священная столица Шумерской империи насчитывала 53 храма высших богов, 600 святилищ небесных богов, 55 храмов бога Мардука, 180 жертвенников богини Иштар, 300 святилищ земных и подземных богов и 200 жертвенников других божеств. При этом в городе проживало 200 тысяч человек. Даже улицы Вавилона носили имена богов.

Роль жрецов в Шумерской цивилизации

Владения каждого храма не принадлежали людям, а считались собственностью бога, который ему покровительствует. Прилегающие земли и храм обслуживали тысячи ремесленников, скотоводов, землевладельцев и ткачей. Урожай передавался жрецам, которые часть жертвовали бедным.

Чем занимались шумерские жрецы

Основные занятия: очищение, жертвоприношение, изучение и произнесение заклятий, толкование знамений.

Насчет последнего стоит вспомнить, что только жрецы вели календарь и отлично разбирались в астрологии, зодиакальном круге и прочих премудростях, которые были не даны простому человеку, но позволяли религиозной касте искусно манипулировать массой, играя на суевериях и страхах.

Искусные толкователи, которые должны были быть и отличными ораторами, избирали на должность ораторов храма.

Заклинатели произносили молитвы-заклинания. Иногда использовали различную атрибутику: символы, рисунки с изображениями. Знали несколько формул и использовали директивный стиль произношений заклинаний. Не относились к высоким жрецам, их работа в основном касалась обслуживания больных. Они заговаривали боль, изгоняли демонов, боролись с порчей, очищали, «оживляли» статуи богов, навлекали зло на врагов. Их можно сравнить с шаманами. А их действия с имитацией магии, рассчитанной на положительное восприятие и самовнушение шумеров.

Административная братия жрецов делилась на писцов и управителей. Первые вели хронологию событий храмовой жизни. Вторая строгий учет доходов, подсчет урожая и налогов, которые уплачивали горожане в пользу церкви.

В касту жрецов попадали и женщины, которые служили жрицами, служительницами богинь. Возглавляла жриц девушки из самых знатных семей, даже из царской, их называли жрицы лукур. Такую должность занимала жена царя Шу, Суэна. Таким образом, жрицы вовсе не должны были соблюдать непорочность и хранить невинность. Более того, именно низшие жрицы зарабатывали дары для храма на постоялых дворах, используя для этого свое тело. И это считалось частью таинства, и было окружено ореолом святости, не зря же Иштар покровительствовала занятиям проституцией. А из числа жриц лукур избиралась «невеста бога», которая вместе с правителем принимала участие в обряде «священного бракосочетания».


Рейтинг:
 (голосов: 14)






  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами