В распоряжении современной науки нет способов и достаточного количества надежных источников, для того чтобы точно воспроизвести хронологию развития шумерской цивилизации. Расшифрованные глиняные таблички, относящиеся к ранним периодам Древнего Шумера, содержат лишь экономические и хозяйственные сведения о количестве собранного урожая, обмера полей, списки инструментов и другие. Записи, в которых появляются имена правителей, построивших наиболее монументальные сооружения, а так же имена богов, в честь которых они сооружались, датируются приблизительно третьим тысячелетием в. до н.э..
Есть разрозненные сведения о политико-административном устройстве городов, военных действиях и религиозной направленности, которые ученым удалось соединить воедино. Итак, составим поступательный план развития жизнедеятельности шумерской цивилизации.
Урукский период
В начале третьего тысячелетия до н.э. плавный процесс развития Месопотамии получает резкое ускорение. Все изменения в культурной и политической жизни происходят стремительно, скачкообразно на протяжении очень короткого в исторической ретроспективе временного промежутка. Основная отличительная черта этого периода - это бурное развитие городов как центров общественно-политической и культурной жизни. Этот период можно назвать периодом расцвета шумерских городов - государств. (В истории он носит название урукского по имени одного из крупнейших городов - Урука). До урукского периода на протяжении длительного времени шел процесс увеличения сферы деятельности храмов, росло число административных функций принадлежащих им. Все это привело к расширению храмового аппарата управления настолько, что в раннеурукский период дворец правителя становится организацией параллельной храму. Он владеет землями, ведет строительство ирригационных сооружений, занимается сбором налогов и содержит войско. В то же время начинается стремительный рост городов вокруг храмов.
Сюда переселяются жители близлежащих селений, которые начинают заниматься ремеслами. Города привлекают священнослужителей всех рангов, и людей, связанных с управлением. В этот период города превращаются в центры политической, административной и духовной жизни общества.
Величайшим наследием данного периода следует считать письменность, которая становится мощным ускорителем процесса развития во всех сферах хозяйственной и культурной жизни.
В этот период у шумеров появляется цилиндрическая печать, назначение которой служить средством удостоверения личности и собственности.
Массовое производство керамики становится возможным благодаря изобретению гончарного круга. На первоначальном этапе в шумерских городах формируется государственный уклад, носящий все признаки демократического общества. Должность правителя города носит выборный характер. Правитель имеет титул «Энси», жрец-строитель. Его обязанности сводятся к руководящей деятельности во время строительства храмов и иных сооружений, надзору за хозяйственной жизнью, сбору налогов, отправлению общественного культа. Правители наиболее крупных городов или городских объединений носили почетный титул «лугаль»- господин, царь, но, фактически, функции его оставались те же. На протяжении всего раннеурукского периода в городах действуют совет старейшин и выборное народное собрание. Они уполномочены избирать и низвергать правителя, надзирать и контролировать его деятельность, особенно в военных вопросах. В их ведении находилось управление общинным имуществом и поддержание общественного порядка, а также судебные функции.
Около 2600г. до нашей эры привычно-рациональный уклад жизни шумерских городов претерпевает значительные изменения. На арене политической жизни появляется новая фигура, независимая от совета старейшие – лугаль-гегемон. Опираясь на свою личную дружину и своих приверженцев, он мог единолично решать вопросы объявления войны и мира, мог завоевывать другие города, устанавливая, таким образом, свою власть выше власти совета старейшин, которые руководили лишь жизнью внутри города.
Вознаграждение преданных сторонников и дружинников требовало значительных средств, прежде всего земель, и лугали-гегемоны добираются до храмов, в распоряжении которых находятся основные земельные наделы. Они заставляют признать себя одновременно и верховным жрецом и правителем, а общинных старейшин заменяют зависимыми и преданными людьми.
Появление правителя, наделенного функцией единоличной власти, становится переломным в ходе развития Месопотамии. Между династиями, царившими в городах-государствах, разгораются разрушительные и кровопролитные войны за власть и могущество, которые разрушают и ослабляют богатые шумерские города.