melma.ru

Гудок

Гудок

Россия богата на музыкальные инструменты. Чего только не придумали люди для собственного удовольствия и для услаждения слуха своих ближних. Русские инструменты известны всему миру. Иностранцы до сих пор удивляются крайней изобретательности русских людей и их оригинальному таланту. Одним из исконно русских инструментов является гудок. Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище. Родственные инструменты существовали на Западе — фидула (лат.), фидель (нем.).

Гудок - это древнерусский смычковый инструмент наиболее распространённый в семнадцатом -девятнадцатом веках среди скоморохов. Именно скоморохи «помогли» распространению этого инструмента, поскольку оказывали огромное влияние на всю культуру в целом. Бытует мнение, что скоморохи – это, своего рода, шуты. Однако это не так. Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Расцвет скоморошества пришёлся на пятнадцатый-семнадцатый века. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир, исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна.

Итак, гудок играл и продолжает играть важную роль в русской музыкальной культуре. Описание гудка можно встретить в сочинениях Гютри и Разумовского. При Екатерине II гудок был довольно распространен в южной России, Малороссии и низовых губерниях.

Как устроен гудок?

Инструмент имеет деревянный выдолбленный кузов овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую три-четыре струны. Две струны строились в унисон, а одна квинтою вверх. На гудке играли как на виолончели. Во время игры верхняя струна служит для солирования, а остальные звучат постоянно.

Первые исторические свидетельства о бытовании древнерусского музыкального инструмента гудка относятся к одиннадцатому - двенадцатому векам. Традиция игры на гудке занимает важное место в истории древнерусской музыки. «Гудошная традиция» привлекла внимание исследователей достаточно давно - во 2-й половине восемнадцатого - начале девятнадцатого века. Источниками для ее изучения стали различные культурные памятники. Так, представление о подлинном гудке, стало возможным благодаря археологическим раскопкам Древнего Новгорода в 1951-1962 годах. Здесь были найдены два почти целых гудка конца двенадцатого и второй половины четырнадцатого века. Именно благодаря этим и многим другим раскопкам гудок получил распространение и в современной музыкальной жизни и многих современных фильма, таких например как Алиса в Зазеркалье который выходит в этом году, не пропустите на http://kinogo-filmi.co/76-alisa-v-zazerkale-2016-alice-through-the-looking-glass.html.

Издревле гудок считался аккомпанирующим инструментом. Особенно значительную роль инструмент играл в системе престольных праздников и гуляний. Никакое гулянье, а соответственно и праздничные уличные шествия, пляски (а позднее - танцы), не обходились без участия гудка.
Древнерусские литературные памятники содержат множество свидетельств, подтверждающих архаичность и поразительную устойчивость подобных форм участия музыкантов в традиционной русской культуре. Это позволяет значительным образом обогатить информацию и гудке, как старинном инструменте. Гудок отличается мягким завораживающим звуком, не похожим на традиционные музыкальные инструменты. Хотя считается, что гудок стал довольно редок, его можно услышать в составе народных оркестров. Именно гудок придает русской музыке неповторимый колорит и незабываемые нотки русской души, такой непонятной прагматичным европейцам.


Рейтинг:
 (голосов: 9)






  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами