Некоторые музыкальные инструменты имеют совсем не музыкальные названия. Например, турецкий полумесяц. С одной стороны, это сочетание может иметь прямой смысл. Так, турецкий полумесяц присутствует на национальном флаге Турции, где красуется на красном фоне. Другой смысл турецкого полумесяца – это название музыкального инструмента.
Название инструмента не случайно. Внешне он напоминает полумесяц на штыре. Турецким он называется потому, что инструмент изначально зародился в Турции. Турецкая музыка — или музыка янычар — старинная военная музыка турок. Ударные инструменты имели в ней сильно преобладающее значение над малочисленными духовыми, игравшими мелодию. Группа этих ударных инструментов — турецкий барабан, шест с перекладинами и полумесяцем, увешанными бубенчиками, тарелки, треугольник. Вот о шесте с полумесяцем мы и поговорим подробнее.
Турецкий полумесяц относится к семейству погремушек и трещоток. Погремушка — ударно-шумовой инструмент, использующийся в шаманских ритуалах. Основные элементы — камера (собственно сама погремушка) и наполнитель. Некоторые погремушки также имеют ручку-держатель. В шаманских традициях погремушка часто украшается перьями, бисером, на камеру наносится рисунок. Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.
Вот такое интересное семейство породило турецкий полумесяц. Рассмотрим его основные составляющие. Инструмент состоит из деревянного шеста, на котором находятся бубенчики в виде полумесяца. Деревянный шест держат вертикально и трясут вверх-вниз. Бубенчики на инструменте маленькие, изготовленные из металла. Венчает шест украшение, которое называется мусульманский полумесяц. Это украшение похоже на китайскую шляпу. Когда музыкант двигает шест, «шляпа» скользит вверх и вниз, тем самым добавляя резкость и треск звукам.
Изначально турецкий полумесяц предназначался для военных оркестров турецкой армии. В Европу он проник только в восемнадцатом веке, где тоже стал использоваться преимущественно военной сфере. Инструмент можно не только встряхивать, но и ударять о землю в такт музыке. Инструмент этот довольно высокий. Его общая длина может достигать до двух метров. И это не случайно, так как турецкий полумесяц – «публичный» инструмент. Это не только инструмент, но и эстетичная конструкция. Его не сложно транспортировать при необходимости, так как вес небольшой, но все же инструмент не для развлечений в компаниях. Во время официальных церемоний с участием государственных оркестров дирижер идет или стоит во главе оркестра и иногда дирижирует с помощью турецкого полумесяца. Это очень зрелищно и незабываемо.
Инструмент относится к классу идиофонов. Это означает, что он воспроизводит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен корпус. Многие инструменты зависимы от дополнительных составляющих для извлечения звука. Так, например, скрипке нужны струны, а барабану – натянутая на его поверхность кожа животных. В случае с турецким полумесяцем все гораздо проще – никаких дополнений к инструменту не требуется. В этом плане инструмент самодостаточен.
Сейчас турецкий полумесяц не так сильно распространен, как этого хотелось бы. Он по праву занимает особое место в мировой музыкальной культуре, а также в традиционном наследии Турции.