Игил или игиль - это тувинский народный двухструнный смычковый музыкальный инструмент. Его названия разнятся в зависимости от народностей. Так, у алтайцев он называется икили, у хакасов — ыых. Корпус деревянный, дека обычно из кожи. Имеет 2 волосяные струны, настраиваемые в кварту или квинту. Общая длина игила около девятисот миллиметров. Роль игила – двоякая. С одной стороны – это обязательное сопровождение протяжных и героико-эпических песен и танцев. С другой стороны – это таинственный шаманский инструмент.
Изготавливается игил из цельного куска древесины. Это может быть сосна, лиственница или кедр. Для того, чтобы выполнить заготовку для игила, надо выдолбить древесину в форме заостренного книзу овального ковша, который затем необходимо обтянуть козлиной кожей. На колках натянуты две струны из конского волоса, настроенные в квинту или кварту. Общая длина инструмента обычно около одного метра. У тувинцев в дополнение к игилу есть родственный инструмент, который бытует вместе с ним в ансамблевой практике – это морин хуур. Скажем несколько слов об этом удивительном инструменте.
Морин хуур еще называют «инструмент с лошадиной головой», поскольку головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Кроме того, звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием, а в некоторых композициях звук инструмента действительно имитирует ржание. Это струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения. Классический морин хуур имеет четырёхугольный корпус в виде трапеции с кожаной верхней декой. На нижней деревянной деке находятся резонаторные отверстия. Смычок инструмента отличается оригинальностью, так как он деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.
Играют на морин хууре сидя, зажимая струны между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки. Смычок держат в правой руке. Пучок конского волоса на смычке играет важную роль при игре – его зажимают ладонью, что позволяет варьировать тембр инструмента. Интересна история возникновения морин хуура. Злой хан убил лошадь мальчика по имени Сухэ. Но во сне к мальчику пришел ее дух и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела. Так мальчик и лошадь стали снова неразлучны – их соединило искусство.
В настоящее время игил не забыт и не вычеркнут из мировых культурных традиций. Так, например, 2009 год был объявлен «Годом Игила» в Республике Тыва. В ходе проведения различных мероприятий, был также осуществлен полномасштабный мониторинг с целью выявить современное состояние игила и других традиционных музыкальных инструментов.
Результаты опроса показали, что технологии изготовления игила сохранены с момента его возникновения, что позволяет говорить о незыблемости традиций. Наблюдается увеличение количественного и качественного состава мастеров по изготовлению игила. Это отрадно, поскольку традиции не должны теряться.
Однако мониторинг выявил также недостаточность специальной литературы об игиле, об исполнителях и о традициях, с ним связанных. Это затрудняет пропаганду игила как на родине его возникновения, так и в других странах.
Самую большую тревогу вызывает абсолютное отсутствие учебно-методической литературы, по которой можно было бы правильно научиться играть на игиле. Именно этот аспект закрывает пути распространения игила и совсем не повышает к нему интерес у молодого поколения. К закрытию Года Игила Председателем Правительства Республики Тыва был издан Указ, согласно которому игилу придается статус «Достояния культурно-исторического наследия Республики Тыва». Это означает, что игил, как символ традиционной культуры республики, будет размещен и в кабинетах министров. Таким образом, заложена благоприятная база для распространения игила в мировом масштабе.
Пример звучания