Шофар используется в особых случаях. Так, в древности звуками шофара следовало объявлять о наступлении юбилейного года. Этот же инструмент сообщал о начале несчастий – военных действий или каких-либо бедствий. Шофар - это непременный атрибут различных празднеств.
Существует две разновидностей шофара – ашкеназский и сефардский. Ашкеназский шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские шофары — длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение.
Шофар имеет четко выраженный религиозный характер. В него играют в время некоторых ритуалов, в дни постов или молитв. Звуки шофара, по преданию, обрушили стены Иерихона («иерихонская труба»). Ни один еврейский Новый год (Рош ха-Шана) не обходится без шофара. В Израиле, например, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Согласно обычаю, за два дня праздника Рош ха-Шана шофар следует услышать сто раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно. Звуки шофара в день Рош ха-Шана усиливают торжественность, побуждают к покаянию. Согласно народным представлениям, это звуки должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем.
Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца, предшествующего Новому году.
Существуют различные способы игры на шофаре, часть из них также описана на сайте fiction.eksmo. Установлены следующие виды звуков на этом инструменте:
- «ткиа» или «трубление» (звук начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности);
- «тки’а гдола» или «большое трубление»(звук длится дольше на верхней ноте и чаще всегда звучит в финале);
- «тру’а» или «тревога» ( серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней);
- «шварим» или «тремоло» (быстрое чередование нижней и верхней ноты).
Некоторые виды звуков очень точно передают душевное состояние человека. Так, «тки’а гдола» символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу; «тру’а» передает грусть и тоску; «шварим» напоминает вздох, как знак осознания своих ошибок.