Мбира - африканский музыкальный инструмент. Он трудно поддается традиционной классификации. Некоторые исследователи относят его к семейству цитр. Это возможно из-за корпуса, который представляет собой деревянную коробочку с небольшим резонаторным отверстием на верхней деке. Однако надо заметить, что не все мбиры таковы. Встречаются инструменты и с несколькими резонаторными отверстиями не только на верхней деке, но и на нижней, а также на боках деревянной коробки.
Можно с уверенностью сказать, что мбира - инструмент щипковый, потому что музыкант выщипывает звуки из металлических язычков, расположенных на верхней деке, ногтями обеих рук. Вот такой необычный язычковый щипковый африканский инструмент.
Близким родственником мбиры является варган. Он также относится к разряду щипковых инструментов. Варган состоит из гибких язычков. Один язычок свободен, а другой прикреплен к раме. Резонатором служит рот музыканта. Однако для мбиры роль резонатора выполняет пустая тыква или короб.
Мбира состоит из тонких пластин, которые находятся на бруске. Брусок называется прижимным, поскольку он удерживает (или прижимает) бруски на месте, фиксирует их положение. Сами пластинки называются ламеллы. Их количество в инструменте фиксировано. Всего двадцать две ламеллы. Однако недостаточно взять любые металлические пластинки, прикрепить их на дошечку и считать, что инструмент готов. Мбира только проста на первый взгляд. Всем известна расхожая фраза – «Все гениальное просто». Это подходит как нельзя лучше для мбиру.
Итак, прижимная дошечка, ламеллы – вот и инструмент. Важная деталь – каждая ламелла настроена на свою высоту. Роль резонатора выполняет корпус, изготовленный из дерева. На противоположном от ламелл конце корпуса находятся трещотки, которые присоединены к стержню. Как и положено трещоткам, они издают дребезжащий звук. Не стоит думать, что звуки мбиры неприятные. Это совсем не так. Трещотки в совокупности с ламеллами издают поистине неповторимое звучание, которое заслуживает самой высокой похвалы.
Завершающим штрихом в инструменте является отверстие, расположенное недалеко от трещоток. Это отверстие для пальца. При игре инструмент надевают на мизинец. Это только на первый взгляд кажется, что это неудобно, ведь мизинец – не рабочий палец. Но в мбиру все продумано. Попробуйте играть и вы сами в этом убедитесь!
Звуки на мбире извлекаются в результате колебаний ламелл. Когда музыкант перебирает пластины пальцами, он издает звенящие звуки, сравнимые с пением райских птиц в прекрасном саду. Эти звуки завораживают, проникают в душу. Именно поэтому чаще всего мбиру используется в религиозных церемониях. Однако это не единственное применение мбиры. Ее игра может служить аккомпанементом певцу. Мбира является как сольным инструментом, так и частью ансамблей. Именно такой диапазон употребления мбиры позволяет ей процветать и радовать своих поклонников.
Интересным фактом является то, что диапазон мбиры четко не установлен. Все зависит от количества пластинок. Чем их больше, тем шире возможности инструмента.
Инструмент очень компактный. Его длина в среднем двадцать сантиметров. Это облегчает условия его транспортировки. Для музыканта мбира является «удобным» инструментом. Ее можно взять с собой в любую поездку.
Уникальность мбиры заключается в следующем – этот инструмент воспроизводит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен корпус. В некоторых других инструментах требуются дополнительные составляющие для извлечения звуков. Мбира этого избегает. Ей не нужны ни дополнительные струны, ни натянутая кожа. Инструмент полностью самодостаточен.
Мбира выполняет функции ксилофона, но несомненным ее плюсом является портативность. Благодаря этому мбиру можно брать в длительные переходы, чем активно пользуются жители Африки, где мбира особенно популярна.