melma.ru

Кяманча

КяманчаКяманча - персидский струнный смычковый музыкальный инструмент. Считается, что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. В наши дни этот инструмент распространен в Центральной Азии и Среднего Востока.
"Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Кяманча возникла в 19 веке, в эту эпоху историк констатируют период расцвета исполнительского искусства игры на кяманче. Это связано с развитием искусства профессиональных певцов ханенде.
Ханенде — это азербайджанские народные певцы. Они обладали не только прекрасными голосами, но и редким умением импровизировать. Ханеде пользовались большим уважением. Именно эти певцы «вывели в свет» кяманчу.
Первые инструменты были изготовлены из выдолбленной тыквы или индийского ореха. Как правило, они богато украшались слоновой костью.
Корпус кеманчи круглый. Шейка - деревянная, прямой и округлой формы с крупными колками. Дека сделана из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом.
Согласно одному из предположений о возникновении кяманчи, она появилась на основе смычкового гопуза. Гопуз — азербайджанский народный струнный музыкальный инструмент. Это двух- или трехструнный инструмент, чем-то напоминающий гитару.
Знания о кяманче дополняются сведениями из классической поэзии и изобразительного искусства. Благодаря этому можно составить представление о ней. Так, например, кямнача упоминается в поэме «Хосров и Ширин» персидского поэта Низами Гянджави. Он сравнивает игру на кяманче с божественной музыкой, которая стонет и пылает.
Чтобы представить себе, как выглядит кяманча, достаточно взглянуть на миниатюры средневековых азербайджанских художников. Там она изображена в составе ансамбля.
Дополнить сведения о кяманче можно, ознакомившись с трудом теоретика музыки Абдулгадира Мараги. Многие путешественники также описывали этот необычный инструмент. Немецкий путешественник Э. Кемпфер посетил Персию в 17 веке. Благодаря ему мы знаем, что кяманча – это трех - и иногда четырехструнный инструмент. Кемпфер также отмечает тембр кяманчи и восхищается его красотой.
Кяманча не всегда ограничивалась четырьмя струнами. Известны также пятиструнные разновидности кяманчи, экземпляр которой находится в этнографическом фонде Музея Истории Азербайджана. Здесь же выставлен инструмент известного азербайджанского композитора Зульфугара Гаджибекова. Это трехструнная кяманча, украшенная натуральным перламутром. Особое внимание к этому инструменту привлекает его манера изготовления. Часть корпуса сработана из вертикального среза древесины, на которую натянут верх из кожи.
Существуют двухструнные кяманчи (в Курдистане), трёхструнные (в Турции) и четырёхструнные (в Иране, Армении и Азербайджане) инструменты.
Классическая кяманча состоит из трех частей - корпуса, грифа и шпиля, проходящего сквозь внутреннюю часть корпуса наружу и соединяющего обе половины корпуса. Все эти части изготавливаются на специальном станке. На корпус натягивается верх из кожи осетра.
Улетаете в отпуск или по делам но не знаете как безопасно и быстро оставить свой автомобиль на временное хранение? Не беспокойтесь, доступная парковка во Внуково с радостью оставит в полной безопасности вашего коня на необходимое вам количество дней.
Особую важность при изготовлении инструмента играют точные расчеты. Здесь необходимо соблюсти точное расстояние между грифом и струнами. От этого зависит качественное звучание инструмента.
Инструмент отличается компактными размерами. Его длина примерно семьсот миллиметров, а высота корпуса и его ширина не превышают двухсот миллиметров.
Инструмент необычный, но играть на нем одно удовольствие. Попробуйте и вы будете одним из тех немногих, кто освоил редкий инструмент.

Рейтинг:
 (голосов: 5)



Метки: кяманча



  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами