melma.ru

Калимба

КалимбаКалимба – один из самых древних инструментов Африки. Он же относится и к самым распространенным. Это национальный инструмент народности шона, племена которой проживают на территории Зимбабве и Мозамбика и именно там можно встретить самых искусных исполнителей на калимбе. Калимба – не единственное название инструмента. Вот только некоторые из них - мбира или мбила, цанца, санса, санза или занза, баивенда или лукембу, кабир, селимба, ндимба, малимба, нданди, ижари, мганга, лала и многие другие. Это лишний раз доказывает широкое распространение инструмента по континенту и его безоговорочную популярность.
Однако есть и европейское название калимбы - «пианино для больших пальцев» или «африканское ручное фортепиано». Такое название инструмент получил не случайно. Все дело в способе игры на нем - инструмент находится в ладонях или на коленях. Большими пальцами обеих рук, а также указательными защипывают и отпускают язычки, настроенные на определенный лад, тем самым приводя их в состояние вибрации. Калимба пригодна и для игры аккордами, что ставит ее в один ряд с аккомпанирующими инструментами.
Первоначально калимба возникла в Африке, откуда она была завезена в другие страны, в том числе и на Кубу, где бытует до сих пор. Инструмент используется не только в традиционных обрядах, но и профессиональными музыкантами. Музицирование может длиться часами, и часто организуется в ночное время. Согласно поверьям, такое музицирование помогает войти в транс не только музыкантам, но также и всем присутствующим.
Калимба может быть разных размеров, от чего зависит и ее звучание. Длина корпуса может быть от ста до четырехсот миллиметров, длина язычков – от тридцати до ста миллиметров, а их ширина – до пяти миллиметров.
Так, для создания низких звуков нужна большая калимба, а для тонкого и призрачного звучания понадобится маленкий инструмент.
Классическая калимба состоит из деревянной дощечки, на которой размещаются от восьми до шестидесяти металлических язычков различной длины. Количество язычков зависит от региона и племени. Язычки сделаны из металлических, бамбуковых или деревянных пластин. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков. В нижней части калимбы есть отверстие.
На инструменте играют двумя руками. Можно играть стоя, сидя или на ходу. Звук извлекается либо большими пальцами обеих рук - движением сверху вниз, либо указательными - снизу вверх. В качестве резонатора иногда используется полая тыква или панцирь черепахи. Сегодня можно встретить калимбы с пластмассовым резонатором.
Калимба настраивается путём регулировки длины пластинок, благодаря чему инструмент можно настроить на любую тональную систему. Соседние по высоте звуки находятся по разные стороны от длинной средней пластины.


Пример звучания
Рейтинг:


Кенданг

Кенданг

Редкие инструменты могут иметь не только незнакомый вид, но и удивительный названия. Вот, например, кенданг. Редко, кто сразу сможет сказать что это за инструмент и какому семейству он относится. На самом деле это одно из самых известных семейств в мире музыки – семейство барабанов.

Итак, кенданг – это тот же барабан. Барабан—это инструмент из семейства ударных. Он распространён у большинства народов, а также используется в составе многих музыкальных ансамблей.

Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла, акрилового пластика или даже глины.

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.

Кенданг – это тоже барабан, но с некоторыми отличиями. Это барабан традиционного индонезийского оркестра гамелан. Оркестр гамелан довольно распространен в музыкальной культуре. Это традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования. Появившись на острове Ява, впоследствии распространился на Бали, Суматре и других островах Малайского архипелага.

Кенданг относится к типу двусторонних барабанов и внешне очень напоминает обычную бочку. Рассмотри м его основные составляющие. Поскольку это двусторонний барабан, то и ударных поверхностей две. У народов Явы, Судана и малайцев, одна сторона барабана больше другой и дает более низкий звук. У барабанов Бали и Маранао обе стороны одинаковы. Существует особая техника нанесения ударов по поверхностям. От этого зависит высота звука...

Рейтинг:


Лижерика

ЛижерикаЛижерика – старинный струнный инструмент Хорватии. Традиционные мотивы на ней можно услышать и сегодня, в основном лижерика служит аккомпанементом для танцев. Как в прежние времена, «Танец Адриатической области», распространенный вдоль побережья Хорватии и на близлежащих островах, выполняется под музыку лижерики. Парный танец исторически ведется по кругу, в другом варианте движения людей выполняются друг напротив друга. В первом случае одновременно пели национальные песни. Иногда музыкальное сопровождение дополнялось другими инструментами: мих – волынкой и тамбурицей – хорватской мандолиной.
Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу. Играющий на лижерике подает указания танцующим. Музыкант импровизирует, подавая команды – говорит в рифму, шутит, нередко с подтекстом. Роль музыканта на этом не заканчивается. Он выбирает, кто и с кем будет танцевать, напоминает об изменении фигур и направлений в танце. Этот человек должен обладать незаурядным воображением, чувствовать энергию танца и музыки. Музыкант не только придумывает сам образы движений, но и поощряет к этому танцоров. В результате получается очень динамичная и чувственная композиция, сочетающая танец и струнную музыку.
В различных областях Хорватии есть свои особенности игры на лижерике. В каждой деревушке есть свой стиль, связанный с историческим развитием, отличающий ее исполнение от других деревень. Кроме того, в такую игру каждый мастер вкладывает что-то свое, индивидуальное и неповторимое.
Рейтинг:


    
(c) 2010-2025 melma.ru
Связаться с нами