Слово «Кастаньеты» произошло от испанского «castañetas». Они относятся к ударным музыкальным инструментам. К этому же семейству относятся, например, хлыст и латиноамериканские палочки. Эти инструменты состоят из двух сходных по форме предметов. Исполнитель должен стучать этими предметами друг о друга. Так производится звук.
Кастаньеты представляют собой две вогнутые пластинки, имеющие форму ракушек. Пластинки изготовлены из дерева, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик. Сверху они связаны между собой шнуром, с помощью которого кастаньеты удерживаются на большом пальце исполнителя.
Кастаньеты отличаются очень компактными размерами, что значительно облегчает их транспортировку. Это компактный инструмент, который можно с легкостью переносить даже в кармане. Их размер обычно составляет от двух с половиной до пяти сантиметров. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке. Они использовались для сопровождения танца в Египте, Риме и Греции. Однако та форма кастаньет, которую мы все знаем, развилась в Испании, где этот инструмент играет важную роль в культурной жизни страны.
Название «кастаньеты» в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos (палочки).
Кастаньеты относятся к классу идиофонов. Это означает, что инструмент воспроизводит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен корпус. Не все инструменты могут похвастаться такой самодостаточностью. Многим из них нужны дополнительные составляющие, как, например, струны или натянутая кожа животных. Скрипка не зазвучит без струн и смычка, а барабан не «запоет» без своей поверхности с натянутой кожей. В случае с кастаньетами это не так. Дерево, необходимое для изготовления кастаньет, уже само по себе издает звук при ударе. Простота, как известно, сестра гениальности. Кастаньеты тому яркое подтверждение.
Половинки, из которых состоит инструмент, полые внутри. Благодаря этому они громко стучат. Только на первый взгляд может показаться, что части инструмента абсолютно одинаковые. На самом деле половинки подразделяются на женскую и мужскую. В технике испанского танца левая рука играет на мужской кастаньете, у которой более крупный пустой объем, дающий более низкий звук. Правая рука держит женскую половину кастаньет.
Существуют также оркестровые кастаньеты. Они привязаны к рукояткам или закреплены на специальной подставке - «кастаньет-машине» -, чтобы на них было удобнее играть.