melma.ru
Главная » Этника » Шаманы » Реальность » Пять точек зрения на шаманство (из истории изучения шаманизма)

Пять точек зрения на шаманство (из истории изучения шаманизма)

Пять точек зрения на шаманство (из истории изучения шаманизма)

За время изучения шаманизма сменилось пять совершенно разных точек зрения на эту религию. Самые первые исследователи видели в действиях шамана проявление дьявольской силы, а самих служителей культа считали слугами сатаны. Об этом писал в 1715 году Григорий Новицкий в работе "Краткое описание о народе остяцком". Это же мнение встречается и в XIX веке в "Алтайских инородцах" миссионера-этнографа Вербицкого и в сочинении Дьячкова об Анадырском крае.

На втором этапе была сделана попытка подойти к шаманству критически, используя рациональное мышление. Шаманов стали считать шарлатанами и обманщиками. Такую точку зрения высказали путешественники и учёные Гмелин, Паллас и другие. Сами шаманисты придерживались другой точки зрения, которая появилась в результате преследования этой религии царской властью и духовенством. Шаманы просто хотели защитить свои обряды от нападок миссионеров, а потом оправдаться после того, как проходили формальное крещение. Третья точка зрения основывалась на утверждении того, что шаманство - вовсе не религия, а просто частное действие, подобное народной медицине.

Четвёртый этап развития взглядов на шаманство заключался в понимании его как религиозной системы, которая подобна буддизму и брахманизму. Но приверженцы этой точки зрения считали, что наивные верования и грубые обряды шаманов Сибири являются результатом деградации и полного забвения сущности шаманского учения. Такой взгляд появился в 1770-е годы. Его высказал Георги, затем его разделили Иакинф Бичурин и Доржи Банзаров, первый учёный Бурятии.

Когда в конце XIX века начинается распространение взглядов эволюционистов и появляется сравнительный метод в этнографии, начинается пятый этап понимания шаманизма. Это вероучение стали рассматривать как стадию развития любой религии. Такое мнение высказывают за рубежом Лёббок и другие последователи эволюционизма, в России он появляется в трудах Лопатина, Михайловского и Харузина. Исследователи в своих работах перестают обозначать понятие шаманизма как верования народов Сибири и употребляют его в более широком смысле.

Одновременно с этой точкой зрение остаётся популярным и взгляд на шаманство как на религиозную систему со своей спецификой. Этот взгляд получил много последователей в начале XX века. На основе своей теории "культурных кругов" Фриц Гребнер рассмотрел в шаманстве характерное для "арктического культурного круга" явление. Его последователи Шмидт, Гас и другие добавили свою поправку в эту мысль. По их мнению, шаманизм распространился в Северной Азии с юга. Эту теорию поддержали и советские учёные, которые увидели в шаманстве влияние буддизма.

Лишь исследователь из Дании Око Ольмаркс рассматривал шаманство как типичное северное явление, которое было порождено воздействием арктической природы и суровым климатом Крайнего Севера, вызывавшим разные истероидные реакции и нервные аномалии. Только на этой почве могло развиться "большое шаманство". Ольмаркс вообще склонен разделить шаманство на большое и малое. "Малым шаманством" он называет шаманство народов, проживающих в субарктической зоне, и по его мнению, эта форма шаманства несколько недоразвита.

Все попытки доказать, что шаманство распространялось узколокально, противоречат фактом, которые свидетельствуют о наличии этого верования и обрядов практически у всех народов мира. Румынский историк религии Мирча Элиадэ пытался примирить и объединить разные взгляды на происхождение и сущность шаманизма. По его мнению, основой шаманства является "архаическая техника экстаза", которая применяется в качестве средства связи с "высшим небесным существом". Позднее шаманизм заимствовал разные экзотические влияния, в том числе и буддизма.

Большинство исследователей видели типичную составляющую шаманизма - применение методов экстатического общения с миром духов, для чего были необходимы люди, наделённые способностью к такому общению. Поэтому без особых затруднений разные учёные правильно описывали и классифицировали шаманские верования и обряды у народов разных стран.

Однако определить отношение шаманизма к другим категориям верований исследователи так и не могут. В трудах учёных невозможно найти ясного ответа на вопрос о соотношении шаманизма и анимизма, магии и тому подобных понятий. Обычно даётся ответ, не основанный на фактах. Например, Лёббок рассматривал шаманизм в качестве стадии развития религии, при которой божества начинают подниматься выше человека, в то время как на более ранней стадии они были с человеком на равных. Зеленин считал, что для шаманизма характерен переход от зооморфных представлений о духах к антропоморфных, поэтому развивается вера о вселении духов в шамана. Штернберг объяснял шаманство с точки зрения разработанной им теории "полового избранничества". Он видел в шаманстве "пассивную", самую раннюю стадию этого избранничества, за которой должны следовать шактизм и жречество. Но сводить к этой точке зрения все явления шаманизма в Сибири и народов других стран нельзя. Что же можно сказать о шаманстве, исходя из изложенного? Шаманство - особая форма религии, основой которой является выделение из общества людей, которым приписывается способность вводить себя в экстатическое состояние искусственным путём и вступать в общение с духами.

Ритуал действия шамана - камлание, представляющее собой иступлённую пляску с ударами в бубен, громом железных подвесок, пением. При камлании общение с духами происходит двумя способами: либо душа шамана отправляется в путешествие в царство духов, либо духи вселяются в его тело. Камлание можно объяснить и как способ введения в гипнотическое состояние окружающих и самогипноз. Так шаман получает возможность заставить окружающих верить в его сверхъестественные способности и сам начинает верить, поскольку переживает во время камлания галлюцинации. По мнению наблюдателей, шаманское камлание похоже на истерический припадок.

Изучение шаманизма продолжается. Представления о нём расширяются благодаря тому, что современные шаманы с помощью своих книг и публичного проведения обрядов помогают понять сущность этой религии.


Рейтинг:
 (голосов: 4)






  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами