У разных народов определение, кому быть шаманом, происходит по-разному. Основными методами считаются передача профессии шамана по наследству и призыв природы. Но, например, у алтайцев шаманом можно стать и по своей воле, а у тунгусов - по воле рода. Выбранные по своей воле и воле рода считаются слабыми шаманами по сравнению с унаследовавшими профессию или последовавшими за зовом духов и богов. Когда выбор совершается родом, в первую очередь внимание обращается на экстатический опыт (транс, видения, сны) кандидатов. При отсутствии такого опыта кандидатура просто не рассматривается.
Шаман получает признание только после прохождения двойного наставления, которое даётся духами в виде снов, видений и трансовых наставлений и опытными шаманами, передающими шаманские техники, знания о духах, генеалогию рода. Такое наставление, иногда происходящее публично, равносильно посвящению. Но этот ритуал может осуществиться и без участия людей во время сна или трансового состояния. У манси (вогулов) шаманизм передаётся по наследству, иногда даже по женской линии. Будущий шаман выделяется среди своих сверстников с юности. Он может быть подвержен припадкам эпилепсии, которые окружающие расценивают как встречи с духами. Ханты (восточные остяки) считают, что шаманизму обучится нельзя. В их представлениях шаман получает свою силу в момент рождения, поэтому шаманизм считается даром Неба. Также считают и в Прииртышьи: способности шамана дарит бог Неба - Санке, и они проявляются уже в детстве.
Зачастую обе формы обретения навыков шамана существуют вместе. Вотяки признают шаманизм наследственным, но высшее божество наделяет человека необходимыми способностями и обучает его в видениях и снах.
Интересна наследственная передача шаманизма у сибирских самоедов. Сын после смерти отца делает из дерева его руку, через которую и передаются способности предшественника. Однако совсем недостаточно быть сыном шамана. Нужно ещё быть принятым духами и утверждённым ими.
Ненцы определяют шамана в день его рождения. Те дети, которые появились на свет "в рубашке", становятся шаманами. У кого на голове только "шапочка", должны стать меньшими шаманами. Когда кандидат взрослеет, признаки предназначения начинают ярко проявляться: появляются видения, человек начинает петь во сне, любит одиночество. Пройдя этот период, кандидат должен связаться со старым шаманом для обучения.
Якуты не считают дар шаманизма наследственным. По их представлениям после смерти шамана дух-покровитель эмеген не исчезает. Он пытается найти воплощение в одном из членов той же семьи. Это перевоплощение происходит следующим образом. Человека, которого выбрал эмеген, охватывает бешенство, потом он теряет рассудок и убегает в лес. Там он питается корой деревьев, бросается в огонь и воду, ранит себя ножами. Семья избранного обращается к старому шаману за помощью, который берётся за обучение молодого человека и знакомит его с духами разных родов, способами их вызывания и овладения ими. Но это только начало посвящения, которое включает в себя множество церемоний.
Забайкальские тунгусы доверяют снам будущего шамана, которому должен явиться дух умершего шамана и приказать исполнять его функции. Но это заявление должно сопровождаться явным умственным расстройством.
У туруханских тунгусов тому, кто должен стать шаманом, является во снах чёрт Харги. Он выполняет шаманские обряды, а претендент, пользуясь этим, осваивает тайны шаманского ремесла.