melma.ru
Главная » Этника » Шаманы » Ритуал » Зеркала, колпаки и маски и их значение для шаманов

Зеркала, колпаки и маски и их значение для шаманов

Зеркала, колпаки и маски и их значение для шаманов

Зеркало

У тунгусов северной Маньчжурии большое значение имеют медные зеркала. У разных племён такое зеркало имеет разное значение. Считается, что этот аксессуар китайско-маньчжурского происхождения. Зеркало называется "панапту", что означает "душа, дух", или точнее "душа-тень".

Зеркало помогает шаману сосредоточиться, объединить духов или отразить человеческие потребности. То есть с помощью зеркала шаман видит мир гораздо шире. В отражении зеркала шаман видит душу умершего человека. А некоторые монгольские шаманы видят в нём белого коня шаманов, который символизирует полёт, экстаз, трансовое состояние во время камлания.

Колпак

У самоедов важнейшей частью шаманского костюма является колпак. Шаманы считают, что огромная часть их силы скрыта именно в колпаках. Известны случаи, когда шаманы не надевали колпак, проводя сеанс по просьбе любопытных. Они объясняли это тем, что без колпака шаман лишён настоящей силы, поэтому ритуал был только пародией для развлечения присутствующих.

В Западной Сибири колпак заменяют широкой лентой вокруг головы. На ленту подвешивают ящериц и других животных, прикрепляют много ленточек. Восточнее реки Кеть колпак делают в виде короны с оленьими рогами или в виде медвежьей головы, к которой прикрепляют кусочки шкуры с головы настоящего медведя.

Наиболее распространён колпак с рогами северного оленя. У восточных тунгусов рога обычного оленя заменяют железные рога. У алтайцев и самоедов колпак шамана украшается перьями птиц. Обычно у алтайцев используют перья золотого орла или коричневой совы, у тувинцев и тофаларов - перья совы. Телеутские шаманы изготавливают колпак из шкуры коричневой совы, у которой оставляют крылья и голову в качестве украшения.

Маска

Одним из средств выражения внутреннего потенциала служит маска. На ней может быть изображено животное или предок-шаман. Носитель маски воплощает своих предков. Чтобы укрепить этот контакт, шаман и надевает маску. У некоторых народов маска использовалась как способ концентрации. Изготавливались маски из разных материалов и надевались только в особых случаях.

Шаманские маски в Северной Азии и Сибири встречаются редко. У многих народов маска практически не имеет никакого значения для шаманского ритуала. У чукчей её используют только, чтобы напугать детей. У юкагиров - во время погребения, чтобы души умерших не узнали, кто скрывается под маской.

Шаманы чёрных татар иногда используют маски из берёзовой коры с бровями и усами из хвоста белки. Такой же обычай существует у томских татар. У алтайских гольдов шаман мажет лицо сажей, чтобы его не опознали духи, когда провожает душу умершего в загробный мир. В других регионах также поступают при принесении в жертву медведя.

Традиция намазывать лицо сажей уходит своими корнями в древность. Значение этих действий заключается не только в том, что необходимо маскироваться перед духами или защититься от них. Иногда это самая простая техника, позволяющая воссоединиться магическим образом с миром духов.

В большинстве регионов мира маски изображают предков. Надевая маску, шаман воплощается в своего предка, получая его силу. Маска играет практически ту же роль, что и костюм шамана, при этом оба эти предмета могут заменить друг друга. Шаманский наряд так же, как маска, полностью преображает шамана, превращая его в сверхчеловеческое существо.


Рейтинг:
 (голосов: 7)



Метки: шаманы



  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами