Первые троны шумеров
Воды Тигра и Евфрата сделали плодородными огромные территории, благодаря чему уже более пяти тысяч лет назад были созданы благоприятные условия для зарождения и развития высокоразвитых цивилизаций. Могущественные государства простирались не только в Междуречье, но и на территории Сирии, Передней Азии, а часто даже и границ с Египтом. Их богатство неудержимо манило соседние агрессивные варварские племена, которые в огромных количествах беспорядочно перемещались по всей территории Ближнего Востока. В противоположность консервативной устойчивой государственности Египта здесь хаотично сменяли друг друга враждебные деспотические империи. На территории Месопотамии на протяжении тысячелетней истории последовательно господствовали шумеры, которые заложили здесь основы цивилизации и постепенно ассимилировали. Затем вавилоняне, ассирийцы, персы.
В бесчисленных разрушительных войнах и пожарищах за давностью времен, естественно, не сохранилось ни царского трона, ни еще какого-либо предмета мебели, относящегося к временам «до нашей эры». Атрибуты домашней обстановки, убранство дворцов и храмов мы сегодня можем представить только по находкам археологов, рельефным изображениям, фрагментам памятных плит и стел, благо традиция изображать богов, жрецов, а позднее и царей существовала в Шумере с древнейших времен. Сцены обрядов, мифологические сюжеты, композиции из жизни царей и придворных, в изобилии снабжены подробностями быта – образцами одежды знати и простых воинов, элементами интерьеров и образчиками мебели дворцов и храмов. Следует отметить, что археологические находки с подобными изображениями на территории Месопотамии во многом явились доказательством для ученых факта существования древней шумерской цивилизации и высочайшего уровня развития их культуры.
Один из наиболее ранних каменных рельефов изображает пир при царском дворе в ознаменование некоего праздничного события. Царь и его гость в окружении слуг поднимают чаши полные вина. Невысокие стулья под ними были, скорее всего, одинаковыми, но плита с левого угла, где изображено царское место обломилась. Тем не менее, можно хорошо рассмотреть тронную ступень, декорированную засечками в виде змейки, вогнутые сиденья, почти изящные фигурные ножки стульев, выточенные в форме копыт животных и красивые проножины.
Несколько иную форму трона запечатлели древние каменотесы на рельефах, посвященных царям Шумера Ур-Намму и Хаммурапи. Их разделяет почти три столетия, но ситуации очень сходные – они предстают перед верховным божеством пантеона Шамашем. Ур-Намму испрашивает разрешение на строительство ступенчатого храма – зиккурата, который вознесет свои стены высоко в небо. На другом «Отец Богов» дарует Хаммурапи свод правовых норм, которыми он должен регулировать отношения между городами-государствами, между гражданами и властью. И который, позднее назовут Кодексом Хамураппи.
Сами барельефы частично разрушены, но тронное место верховного судьи и божества Шамаша в сценах хорошо различимо. Трон без ножек в виде небольшого сундучка, боковые стенки которого набраны из П-образных планок, каждая последующая вставлена во внутрь предыдущей большего размера. Можно предположить этот узор имел некий сакральный смысл, поскольку он запечатлен и на головном уборе верховного божества. То, что безымянные мастера изобразили трон в обеих композициях очень сходно, лишь с незначительными вариациями, позволяет с уверенностью утверждать, что подобные троны существовали в действительности в обиходе царей Шумера. Это так называемый ковчежный трон, который кроме своего непосредственного назначения царского места, мог выполнять функции хранилища ценностей. Он имел простейшую форму в виде прямоугольного ящичка, без ножек, в некоторых случаях был снабжен невысокой изящной спинкой, а боковина, обращенная к зрителям, украшалась орнаментом или рельефной резьбой. Так, боковую спинку еще одного трона Шамаша искусные резчики декорировали фигурами двух обороняющихся львов, стоящих на задних лапах спиной друг к другу.
Подобную же форму, судя по ее каменному изваянию, имеет престол богини Луны - Нингаль, покровительницы и защитницы города Ура. Ур, в котором в ту пору насчитывалось около трех тысяч домов, был одним из наиболее могущественных городов-государств в низовьях Двуречья близ Персидского залива. Он располагался в земле Сеннаар, название которой многие исследователи сегодня переводят с клинописных глиняных табличек как «Шумер». Престол заступницы Ура имеет вид почти правильного куба, опирающегося на пирамидальные ножки. Украшением боковин служит клинописный текст религиозного содержания, что, видимо, по представлениям служителей культа наиболее соответствует духовному значению скульптуры столь почитаемой богини. Но ясно, что жрецы - заказчики каменного изваяния, при создании контуров тронного места богини могли опираться только на знание образцов реально существующей мебели дворцовых и храмовых убранств. Поэтому можно считать форму престола богини Луны Нингаль еще одной вариацией ковчежного трона, существовавшего в Древней Месопотамии.Если под троном подразумевать некий атрибут мебели, стул или кресло царя, верховного жреца или божества, на котором он представал перед своими подданными в официальной обстановке, то нельзя не упомянуть «скамеечный» трон легендарного правителя Лагаша Гудеа, известный по изваянию из диорита.
Могущество и процветание Лагаша пришло на смену господству Ура. Первое упоминание об этом шумерском городе-государстве встречается приблизительно в середине третьего тысячелетия.
Гудеа был сыном жрицы, которая исполняла роль богини в храмовом обряде брака с верховным жрецом. Таким образом, он, как бы, не имел родителей среди простых смертных, был сыном «богов» и объектом религиозного поклонения с младенческого возраста. Приемным отцом Гудеа стал правитель Лагаша Ур-Баба, на дочери которого он впоследствии женился и унаследовал после его смерти царский престол.
В отличие от вымышленных персонажей религиозных мифов Гудеа, несмотря на свое «божественное» происхождение, реально существовавший правитель сильного шумерского клана, владелец роскошных дворцов и богатств царской казны. Но на собственном надгробии древние каменотесы изобразили одного из наиболее почитаемых правителей сидящим на невысокой, прочно сбитой деревянной скамье, которая, видимо, и служило ему престолом. Атрибутом церемониальной мебели, и босым. Согласно представлениям шумеров, голые ступни жреца или божества подчеркивали его святость, а трон был символом и атрибутом светской власти.
Археологические находки подтверждают, что уже на заре цивилизации среди шумеров были умелые ремесленники, обладающие высоким мастерством, которое позволяло им при минимуме доступных средств создавать подлинные произведения искусства. Дерево было редким привозным материалом. Не имея рубанка, мастера обрабатывали деревянные поверхности каменными или металлическими скребками и наносили тонкий слой битума. На него укладывалась тончайшая золотая фольга, или изделие инкрустировалось мозаичным рисунком из подручных материалов - обломков раковин из вод Персидского залива, кусочков природного песчаника и очень редкой, привозной ляпис-лазури.
При раскопках шумерского поселения аль-Убейд, расположенного севернее города Ура, были найдены останки колонны портала древнего храма. Деревянный ствол колонны полностью истлел, от него осталась только ископаемая пыль, как и от битумного слоя. А вот мозаичное панно, которым была декорирована колонна, было выполнено из обломков раковин, камушков и сохранилось почти в первозданном виде. Это позволило исследователям восстановить первоначальный вид инкрустированной колонны и явилось доказательством подлинного искусства шумерских мастеров и их умения выигрышно использовать крайне дешевый и неброский подручный материал.
В городах-государствах Шумера подобные изыски, естественно, были доступны только дворцовой знати, военной аристократии и верховному жречеству. Из наиболее умелых и искусных ремесленников выбирались бригады мастеров, которые создавали дворцовые и храмовые интерьеры, образчики мебели и другие предмет обихода, достойные царя и верховного божества. Найденные археологические экспонаты убедительно свидетельствуют, что мастера также должны были применить свое искусство и при сооружении и декорировании парадной мебели, дабы подчеркнуть блеск и могущество верховной власти.
Троны Ура. Престолы Солнца и Луны
О существовании в Месопотамии церемониальной мебели более сложной конструкции стало известно благодаря археологическим изысканиям английского исследователя Леонарда Вуллея. В раскопках на месте одной из царских усыпальниц он обнаружил поистине бесценный экспонат, который специалисты отнесли к третьему тысячелетию до нашей эры. Это «Царский штандарт Ура». Штандарт представляет собой узкий деревянный короб в форме усеченного конуса, внешние плоскости которого инкрустированы мозаичным панно со сценами из мирной и ратной жизни шумеров. По предположениям сэра Вуллея, он мог прикрепляться к шесту или древку знамени в ходе церемониального торжества древних шумеров.
Деревянные элементы штандарта, естественно, за пять тысячелетий полностью превратились в тлен. Была утрачена и часть мозаичного рисунка, выложенного из перламутра, привозного ляпис-лазурита, красного и желтого песчаника. Тем не менее, реставраторам удалось перенести каждый мельчайший сохранившийся фрагмент изображения на новую деревянную основу, придав ему первоначальное положение. Современные компьютерные технологии позволили воссоздать недостающие детали, клонируя реконструированные участки. Благодаря этому сегодня мы имеет возможность наблюдать сцены парадного шествия и победного торжества глазами современников событий, мастеров запечатлевшего их.
Мозаичные композиции на обеих плоскостях штандарта состоят из трех ярусов. На одной стороне - сцены военного похода, метательные орудия для боевых копий и камней, осадные механизмы для разрушения городских стен. Обратная сторона показывает парадное торжество победителей. На нижних ярусах к дворцу правителя ведут захваченный скот и военнопленных, несут добытые в бою богатства и изысканные яства к царскому столу. С точки зрения исследователей древнего дворцового церемониала наибольший интерес представляет собой верхний ряд –победное пиршество дворцовой знати и военной аристократии. Все тринадцать фигур этой композиции, включая слуг и воинов, древний мастер поместил в один ряд. Значимость каждой персоны при этом отражается величиной изображения. Так не только правитель, трон которого находится у левого края, изображен крупнее остальных участников пира, но и его персональный прислужник. Это было сделано с целью, дополнительно подчеркнуть превосходство царской персоны. Следующим сидит наследник престола - взрослый сын царя, также на троне и с чашей в руках. Есть свой собственный слуга и у него. Фигуры членов царской семье значительно превосходят всех остальных знатных гостей по своим размерам, что показывает их величие и главенство на торжественном пиру.
Троны царя, его наследника и церемониальные кресла шести его сатрапов, насколько можно судить по этому изображению, имеют практически одинаковую конструкцию. Появилась довольно высокая прямая спинка, достигавшая плеч сидящего человека, на которую он мог опереться. Четыре ножки кресел, на которые опирается рама, фигурные, выточены в виде ног копытных животных. С боков между ножками крепятся по две распорки, которые дополнительно поддерживают сиденье кресла снизу. Задние ножки плавно переходят в спинку.
На этом мозаичном изображении мы можем наблюдать значительный прогресс в и устройстве и декоре церемониальной мебели по сравнению с троном «сундучного» типа верховного бога Шамаша или «скамеечной» формой престола правителя Лагаша Гудеа. Трон венценосного правителя имеет более сложную и законченную форму и требует значительного столярного мастерства при исполнении, Но и сам престол, и кресла знатных гостей все еще не имеют ни подлокотников, ни подножия. Трон царя, хоть имеет аналогичную конструкцию, выделяется своими размерами, богатством и изысканностью отделки. Подобный вид парадной мебели свидетельствует о стремлении царедворцев к роскоши, и их развитом эстетическом вкусе.
В настоящее время не существует возможности достоверно определить имя правителя Ура, торжественное пиршество которого запечатлено на плоскостях царского штандарта. Подобного рода изображения не притязали на точное воспроизведение внешности участников церемонии. Для шумеров была характерна примитивная изобразительная манера, которая ограничивалась обобщенным отображением ситуации с констатацией наиболее значимых моментов, относящихся к памятному событию. Древний мастер не стремился к портретному сходству своих персонажей с конкретными историческими личностями, что в тогдашних условиях могло стоить ему жизни.
Максимум, что требовалось от художника, если говорить о сходстве изображенных с их прототипами, это общий типаж, общность этнической группы, сродство на уровне характера. Но кому бы ни принадлежал престол на «Царском штандарте Ура», его конструкции неопровержимо свидетельствует, что к тому времени в дворцовом интерьере появилась церемониальная мебель в виде кресла с достаточно высокой прямой спинкой на четырех фигурных ножках, искусно декорированная, но не имеющая ни подлокотников, ни подножия.
Согласно поверьям шумеров, не только представители светской власти, цари и правители городов-государств, а также божества пантеона, нуждались в предметах мебели, на которых бы они проводили культовые обряды и официальные приемы. У Солнца также был собственный трон, рисунок которого встречается на каменных барельефах. Ему, кроме других языческих богов, поклонялись шумеры, а вслед за ними ассирийцы и вавилоняне. Как самая большая звезда, осенявшая Мироздание, Солнце было для шумеров свято. Царская власть, все государственное устройство, были ниспосланы богом, а Солнце охраняло и оберегало его. В более поздней ассирийской клинописи сам письменный знак «звезда» пришел с незначительными изменениями из шумерских пиктограмм четвертого тысячелетия и в обоих этих языках употреблялся для письменного обозначения таких понятий как «бог», «небеса». На каменных плитах Солнце изображалось в виде диска, в который вписана остроконечная звезда и пучки волнистых линий. Рельефы показывают внутренние покои храма, куда оно скрывается на ночь от взоров людей. Солнце покоится на престоле в форме высокого табурета с фигурными резными ножками. Так, по представлениям древних каменотесов, выглядело Светило в период отдыха от дневных трудов в заоблачном храме.
Неподалеку, напротив престола Солнца, располагался трон, на котором восседал верховный бог пантеона Шамаш. И хотя трон находится на подножии, он не возвышает над местом, где расположилось почившее Дневное Светило, что, несомненно, указывает на его большой авторитет у шумерских жрецов. В этой языческой вере Шамашу отводилось почетная миссия – оберегать сон и покой Солнца. Ему предназначалось отворять небесные врата и выпускать отдохнувшую Дневную звезду, давая миру свет и самую жизнь. В ряде семитских языков слово «шамаш» однокоренное со словом «солнце» и имеет два равнозначных оттенка – «возжигатель огня» и «служитель».
Не только Дневное Светило, но и Луна обожествлялось шумерами, причем некоторые исследователи полагают, что культ Луны возник в языческой религии даже раньше, культа Солнца. Древние звездочеты уже в те времена обратили внимание на взаимосвязь этих светил, их взаимное влияние друг на друга. Об этом свидетельствуют глиняные таблички, найденные в Междуречье. На этом был основан первый лунный календарь, составленный шумерскими астрономами, который в немалой степени способствовал быстрому развитию цивилизации.
О бытии бога Луны поведал нам древний резчик, изобразивший мифологический сюжет на валике цилиндрической печати.
Он восседает на престоле и в ночь перед новолунием принимает подданных. Мастер не имел технических приспособлений, для того чтобы отобразить известный ему трон во всех деталях. Конструкция его представлена лишь схематично, но резчик сумел сделать акцент на наиболее существенных элементах. Плавная, изящно выгнутая линия спинки повторяет изгибы тела сидящего человека и завершается крутым завитком. Столярная техника прежняя – ножки скреплены нижней брусковой рамой, но сиденье трона уже освобождено от дополнительных подпорок. Ножки трона изящные фигурные, более крупная задняя ножка вырезаны в виде лапы льва и выходит за пределы конструкции. Лев- символ власти, и этот прием был призван подчеркнуть величие и превосходство почитаемого божества.
Мастер, вырезая изображение на цилиндрической печати, не ставил перед собой цели точно отобразить все детали конструкции церемониальной мебели. Тем не менее, оттиск дает общее представление об устройстве трона в целом. По сравнению с креслами, изображенной на штандарте Ура, его формы более изящны и совершенны, при изготовлении использованы довольно сложные художественные образы. Резчик точно и достоверно изобразил видимые части конструкции трона. В мебели венценосных правителей более поздних эпох такая форма не единожды повторялась мастерами. Это убеждает нас, что прототип такой мебели действительно существовал в Месопотамии.