Кото занимает важное место в дальневосточных музыкальных культурах. Этот инструмент по праву является важным и незаменимым представителем классической музыкальной традиции. Это поистине уникальное положение инструмента. Ни в одной другой музыкальной культуре мира инструменты этого типа не занимают подобного места. Почему же в культуре Дальнего Востока кото так важно? Это объясняется особенностью дальневосточного музыкального мышления, которое основывается на пятиступенчатом структурном архетипе. Кото характеризуется музыкальным непостоянством, в зависимости от ситуации он может звучать по-разному.
Кото не всегда звучало соло. С того момента, когда ему стал аккомпанировать сямисэн, в моду вошел стиль тэгото-моно. Ансамбли из кото и сямисэна приобрели большую популярность и приглашались в самые знатные дома. Стиль тэгото-моно породил новые музыкальные термины. Так, первый раздел партии кото стал называться хон-тэ, а второй – каэ-дэ. Первый раздел был музыкально и технически проще, нежели второй, в котором чаще всего использовалась более сложная и изысканная мелодическая линия. Иногда в музыкальной композиции был и третий раздел, который характеризовался бурдонирующим звучанием.
Со временем, к ансамблю из кото и сямисэна добавилась сякухати. Это вертикальная бамбуковая флейта, благодаря которой кото стало еще больше популярно теперь уже в составе трио, что стало основой для нового стиля в музыке – санкёку. Дословный перевод этого стиля обозначает «композиция трех», что наглядно подтверждают три инструмента данного музыкального направления.
Основной разновидностью кото является со-но кото, имеющее тринадцать струн. Каждая из этих струн может быть настроена на любую высоту в пределах трехоктавного диапазона. Этот инструмент был заимствован из Китая и прочно вошел в анналы классической японской музыкальной традиции. Со-но кото вошел в японскую культуру в седьмом веке и сразу же занял одно из ведущих мест в оркестре гагаку.
Пример звучания