Волынка — это традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии. Представляет собой воздушный резервуар, который делается из телячьей или козьей шкуры, снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу игральными язычковыми трубками, создающими эффект многоголосия.
Техника игры на волынке может осуществляться двумя способами или двумя типами аппликатур – прямой и хайлендовской. Обе аппликатуры относятся к волынке с одним бурдоном G и тремя сменными игровыми трубками в G мажоре. Существуют также волынки в G миноре, и в G миноре с повышенными 4 и 7 ступенями. В данном случае речь идет о двух типах ладов – миксолидийском (G мажор) и болгарском (G минор). Самоучитель предназначен для волынки миксолидийского лада.
Прямая аппликатура является более легкой для усвоения. Хайлендовская аппликатура позволяет лучше держать контроль над инструментом, что дает возможность исполнять более сложные произведения. Покажем на примере работу двух типов аппликатур. Зеленым цветом обозначены пальцы левой руки, синим цветом – правой руки.
Для игры на волынке важно научиться правильно дышать.
Часто начинающие волынщики сталкиваются с одной проблемой - как правильно надуть волынку. В данном случае игру на волынке можно сравнить с тренировкой по восточным единоборствам, где дыханию уделяется чрезвычайно много внимания. Дышать надо сознательно и не грудной клеткой, а животом. При вдохе живот должен выступать вперед, при этом происходит опущение диафрагмы. При выдохе надо втянуть живот. На начальном этапе обучения важно уделять дыханию много времени, пока этот процесс не достигнет автоматизма. Осуществляя контроль над дыханием, вы поймете, что грудная клетка остается пассивной, так как ей мешает дыханию мешок волынки. Если вы начнете дышать с помощью грудной клетки, то произойдет сбой давления в мешке и инструмент не будет правильно звучать.
Правильное дыхание способствует поддержанию постоянного давления в мешке. Такой метод дыхания не должен пугать, вы не рискуете задохнуться и не испытаете дискомфорт. Точно так же дышат, например, вокалисты, это помогает им правильно «строить» мелодию. Совет для тех, кто пытается научиться правильному дыханию – приобретите волынку с жесткими тростями и тогда живот сам собой начнет работать. Еще один момент – при выдохе, когда в мешок попадает воздух, уменьшайте давление локтя на мешок, поскольку от этого зависит сила и тембр звука. Следите, чтобы звук был ровный и его высота не уменьшалась.
Игра на волынке – довольно шумное занятие, это очень громкий инструмент. Если любитель волынки живет в многоквартирном доме, он нередко сталкивается с недовольством соседей. Как же быть в таком случае?
Можно воспользоваться так называемым «практис чантер». Практис чантер компактен – его можно брать в дорогу, в поход и даже на работу – игра и разучивание, напомню, требует упорства, терпения и времени. С огромной и некомпактной волынкой сделать это очень проблематично. Волынщики разного уровня большую часть времени проводят с практис чантером. Всякая новая мелодия всегда разучивается «практисом». Практис чантер долговечен и его можно просто
Мы предлагаем особую методику, которая не повредит музыкальным занятиям и не помешает соседям. Нужно попытаться уменьшить звук чантера, срезав у него верхние частоты. Это можно сделать двумя способами. Первый способ заключается в том, чтобы играть на волынке у дивана с подушками. Надо, чтобы чантер почти упирался в подушки, которые «срезают» режущие звуки, и игра на волынке будет гораздо тише. Второй способ урезать громкость – играть не стоя, как это принято у волынщиков, а сидя на диване и уткнуть чантер в диван. Этот способ довольно ощутимо уменьшает звук. Однако этот способ имеет один недостаток – мышцы при игре сидя работают не так, как при игре стоя. Поскольку правильной считается игра стоя, то нельзя привыкать к сидячей игре и пользоваться этим методом постоянно.
Самая популярная и распространенная в мире волынка — шотландская: Great Highland Bagpipe. При упоминании о волынке большинство людей представляют себе именно ее. Игра на шотландской волынке - занятие не простое, поскольку она очень шумная. Особое внимание заслуживают трости и мелизмы. Первые заслуженно получили неофициальное название «злые», а вторые никак нельзя облегчить, что на начальном этапе приносит немало трудностей. Если их не играть, то потеряется весь традиционный колорит волынки, чего, конечно, следует всячески избегать, ведь волынка – старинный инструмент и именно особая игра отличает ее от тысячи других инструментов. Приведем примеры способы игры на волынке G, E & D gracenotes
Первые уроки игры на волынке должны быть направлены, главным образом, на корректный способ удержания инструмента и правильную постановку пальцев. Волынка должна удерживаться локтем, который не зажат, а выпрямлен так же, как и рука. Волынку следует сжимать плечом. Чантер не зажат, он свободно свисает. Бурдоны заткнуты, только один из них должен оставаться не тронутым. Попробуйте сжать волынку и подержать ее в этом положении несколько секунд. Потом попытайтесь дуть, извлекая звуки.
Теперь удерживаем и сжимаем волынку плечем, не используя локоть и предплечье. (Как будто вы несете подушку под мышкой). Дуем 2-3 секунды, потом давим 2-3 секунды. Делая это, стараемся поддерживать стабильное давление. |
Очень важна правильная постановка пальцев. При игре на шотландской волынке пальцы должны быть почти прямые. Они лежат на отверстиях волынки с небольшим давлением. Нельзя изгибать сустав внутрь, за счет этого снижается скорость игры. Можно слегка передвигать ладони для большей подвижности пальцев. В этом случае важно следить, чтобы пальцы ровно закрывали отверстия волынки.
Как правильно двигать пальцами?
- Важно поднимать пальцы максимум на два диаметра самого пальца. Если этого не достигнуть, то меняется высота звука, а сами пальцы быстро устают.
- Когда делаем форшлаги палец нужно поднимать еще меньше, чем для обычной ноты – не больше, чем на один диаметр пальца.
- Для того, чтобы правильно двигать пальцами, надо следить за тем, чтобы они изгибались только у ладони. Нельзя их сворачивать.
Прежде, чем играть на инструменте, важно его настроить. Это естественная процедура для каждого инструмента, которая требует работы профессионала с хорошо развитым музыкальным слухом. Именно благодаря тонкому слуху можно отличить ненастроенную волынку от настроенной. От грамотной настройки волынки зависит возможность равномерного поступления воздуха в мешок, поэтому настроенная волынка напрямую повышает качество игры. Нередки проблемы с настройкой нот чантера. В этом случае важно держать контроль над всем инструментом, так как без контроля над инструментом и общей настройки вам не удастся точно настроить чантер. В процессе настройки необходимо поддерживать нормальное "игровое" давление. Для этого новичкам рекомендуется дуть сильнее, чем обычно. Профессионалы не полагаются на издаваемый при настройке звук как на эталон звучания. Именно при игре проводят «чистку», то есть более точную настройку инструмента. Сделайте первоначальную настройку бурдона, затем сыграйте несколько музыкальных фраз. Совет – для шотландской волынки лучше подбирать фразы, оканчивающиеся на нижнее "ля".
Если вы слышите диссонанс или биение звучания между чантером и бурдоном, следует передвинуть бурдон и попробовать настройку еще раз. Самая распространенная ошибка при настраивании инструмента – это сила, с которой вы дуете. Зачастую при настройке вы дуете слабее, чем при обычной игре. Поэтому неудивительно, что бурдон может звучать ниже, а чантер - выше. В этом случае надо укоротить бурдон и делать это до тех пор, пока биение не сведется к минимуму.
У разных типов волынок различно "правильное" давление. У шотландской волынки (Highland pipes) две верхних ноты должны быть чуть тише остальных. Если они звучат громче, то вы совершаете ошибку. Необходимо уменьшить силу дыхания для этой трости. Если они звучат тише, то вы рискуете прервать работу чантера – он будет спонтанно замолкать и ухудшится общий тембр.
Для ирландских волынок (Uilleann pipes) не может быть одного типа давления. Для разных нот оно меняется. Бурдоны должны хорошо держать строй при любом давлении. Важно постепенно увеличивать давление при подъеме ко второй октаве. При этом важно помнить, что для игры в нижней октаве давление не должно быть очень большим.
Поскольку искусство изготовления волынок отмирает, нельзя гарантировать правильную настройку uilleann pipes. Зачастую встречаются неисправимые недостатки изготовления, поэтому настройку волынки следует доверить специалисту. Если у вас возникли трудности с поиском профессионального настройщика, попробуйте воспользоваться нашими советами. Надо наполнить мех воздухом, поддерживая комфортное для игры и контроля давления. Затем следует медленно проиграть каждую ноту, сведя к минимуму работу мехом и насосом. Если вы чувствуете, что в игре проскальзывает неустойчивая нота – это, скорее всего, брак изготовителя. Если все ноты звучат устойчиво, то дело, скорее всего, в профессионализме музыканта. Мы советуем больше тренироваться на медленных мелодиях.
Важную роль играет так называемый нагрев, который касается температуры, влажности и формы трости. В процессе использования двойные трости меняют свою форму под давлением. Это незаметно на глаз, но в значительной степени меняет строй чантера. Это надо помнить и при настройке, так как трость будет сильнее растянута по сравнению с ее формой после игры. Растянутость трости приводит к понижению первой октавы. Если у шотландской волынки всего одна октава и растянутая трость не играет принципиального значения, то у ирландской волынки две октавы и понижение первой октавы становится сильно заметным. Даже в условиях высокой температуры и влажности Highland может понизить строй. При настройке чантер всегда будет ниже, чем при игре. В связи с этим бурдоны можно настраивать немного выше, чем это требуется. Можно после настройки бурдона поднять его строй так, чтобы появилось биение между чантером и бурдоном с частотой не более двух раз в секунду. Первое время вам придется дуть сильнее, чем обычно, но зато через пару минут все встанет на свои места. Если отдельная нота не строит, попробуйте настроить один из бурдонов немного ниже или выше. Если нота звучит лучше при поднятии строя бурдона - значит она тоже выше, и наоборот. Отдельные выскакивающие ноты можно подправить с помощью изоленты, приклеенной к верхней части отверстия, которое необходимо закрыть на одну четверть или треть. Если ноты звучат ниже обычного, то их настройка не может быть произведена вручную. Единственный выход – это понизить все остальные ноты. Можно попробовать вдвигать трость в чантер до тех пор, пока ушедшая вниз нота не станет строить лучше.
Величина, на которую необходимо расстроить волынку, чтобы при начале исполнения она была почти настроена, зависит от климата, возраста тростей, времени игры и разогрева волынки. Лучше настраивать волынку в тех же условиях, в которых предстоит играть. Например, если вы будете играть на улице, то и настройку лучше производить там же. Мы предлагаем несколько советов по настройке волынки в нештатных ситуациях. Если в помещении очень тепло, то следует принять во внимание, что теплый воздух слегка поднимает строй первой октавы. Чем ниже октава, тем сильнее будет поднят ее строй. При холоде следует помнить, что холодный воздух опускает строй первой октавы и чем ниже, тем сильнее. Если же вам предстоит короткое выступление, не стоит разогревать волынку сильно. Достаточно поиграть секунд тридцать и затем настраивать.
Надеемся, что советы нашего самоучителя помогут вам в развитии ваших навыков и совершенствовании игры на этом интересном инструменте.