melma.ru
Главная » Самоучители » Диджериду » Самоучитель игры на диджериду

Самоучитель игры на диджериду

Самоучитель игры на диджериду. Школа игры на диджериду

Этот самоучитель для тех, кто хочет научиться играть на диджериду. Предлагаем вашему вниманию систему простых упражнений, благодаря которым вы сможете научиться самому главному при игре на этом удивительном и редком инструменте - получить основной тон и освоить непрерывное дыхание. Если вы будете выполнять все рекомендации, то очень скоро сможете перейти из разряда новичков в настоящие профессионалы.

Попытаемся научить вас играть на диджериду, избежав самых распространенных ошибок. Поделимся практическими советами, исходя из опыта тех, кто уже освоил этот инструмент. Если будете внимательны, то ваш путь в освоении диджериду будет гораздо короче и намного продуктивнее.

На диджериду играют не только при помощи губ, языка, щёк, диафрагмы, но и добавляют свой собственный голос. Именно поэтому мышцы щек и диафрагмы должны быть крепкие. Мышцы же губ напротив должны быть расслабленными.

Как рождается звук в диджериду?

Для этого губы должны быть «вставлены» в мундштук инструмента и образовывать мягкое вибрирующее соединение. Именно через губы, которые должны постоянно вибрировать, надо непрерывно подавать воздух в диджериду. Губы очень важны при игре, ими надо научиться управлять. Воздух проходит через вибрирующие губы и в свою очередь рождает вибрацию диджериду. Так образуется основной тон, а все остальные действия призваны создавать общую музыкальную картину. Каждый инструмент уникален, так как имеет собственный тембр, неповторимый, как и тембр человеческого голоса. Добавляя голос во время игры, можно создать прекрасную музыку. Тренируйте органы дыхания и губы, это основа игры на диджериду. Такие тренировки не из легких, они не совсем обычны. Так, мышцы щёк нужны людям лишь для того, чтобы удерживать во рту пищу. Диафрагма, также необходимая для игры на диджериду, при обычном дыхании задействована лишь на 25 процентов. Расслабить губы просто только на первый взгляд. Однако существуют специальные упражнения для укрепления или расслабления определенных органов.

Получение основного тона

Струя воздуха подается в диджериду через расслабленные вибрирующие губы.
  1. Диджериду в стороне от вас

    Все внимание на губы. Необходимо слегка отпустить нижнюю челюсть, а рот приоткрыть. Положение губ такое, как будто вы хотите сказать «тпру». В этом положении губы сильно расслаблены, вибрируют от малейшей струи воздуха. Произнесите несколько раз «тпру», обращая внимание на губы. Следующий этап – вместе с «тпру» поджимаем мышцу под нижней губой. Губы при этом вибрировать не прекращают, они расслаблены. Нам нужно лишь немного сократить отверстие между губами. Добивайтесь автоматизма в действиях и лишь после этого берите диджериду. Инструмент надо подносить к расслабленным губам. Теперь попробуйте внутри диджериду произнести «тпру». Диджериду должна загудеть, запеть свой основной тон. Если не получается извлекать основной тон из диджериду, попробуем другое действие.
  2. Диджериду стоит в стороне. Вы перед зеркалом

    Пусть воздух мысленно пройдет путь от вдоха через нос до выдоха через губы. Не забывайте, что губы должны все время оставаться расслабленными. Подышите так некоторое время. Дышите с выдохом «тпру» громко, чтобы губы как бы «сплющились». Это упражнение важно для расслабления рта. Теперь попробуйте поднести диджериду к губам. Чем свободнее и «расплющеннее» ваш рот внедряется в дидж, тем лучше. Попробуйте произносить вибрирующие звуки, но теперь внутри инструмента. Продолжайте упражнение, пока диджериду не загудит. Если звука нет, то можно попробовать следующее действие.
  3. Диджериду стоит в стороне

    Внимание на рот. Его надо постараться превратить в так называемый «пятачок», а затем произносить «тпру». Если вы замечаете, что при игре звуки в диджериду как бы стопорятся, то это означает, что губы расслаблены не достаточно. В таком случае надо повторить упражнение с начала.
  4. Подносим диджериду

    Первый звук, выдуваемый из диджериду, является его основным тоном. Надеемся, вы оцените его божественное звучание, но это еще «сырой» звук. Он очень слаб. Его необходимо укреплять и развивать.

Совет: не спешите получать основной звук, это свидетельствует о ваших неправильных действиях при начале игры на инструменте. Наша цель на данном этапе совсем другая – научиться правильно «устанавливать» губы и управлять диафрагмой. Мы выдыхаем воздух через расслабленные вибрирующие губы в диджериду. При этом нам нужно сделать вдох, а диджериду должен звучать. То же самое должно быть и при выдохе – инструмент все время должен звучать.

Циркулирующее дыхание

  1. Правильный вдох и диафрагмальное дыхание

    Внимание на крылья носа. Пытаемся сознательно раскрыть крылья носа до предела. При этом действии раскрываются и каналы носа. Пытаемся мысленно проследить точку перехода канала из носа в глотку. Искомая точка находится чуть ниже уголков глаз. Делаем короткий и быстрый вдох через эту точку. Этот вдох называют ещё вдохом через гайморовые пазухи. Именно такой вдох нужен для диджериду. Важно, чтобы этот вдох был очень коротким и сильным. Это достигается постоянными тренировками.
  2. Внимание на животе

    Надо надуть живот. Для этого делаем короткий и быстрый вдох. Руку следует положить чуть ниже солнечного сплетения. Во время выдоха помогаем рукой выдавливать воздух. При выдохе живот надо посильнее втянуть. Проделайте это упражнение несколько раз. Теперь уберите руку и повторите дыхательное упражнение мышцами диафрагмы. Именно такое дыхание нужно для музыканта.
  3. Внимание на диафрагме

    Необходимо проделать короткий и быстрый вдох и такой же выдох. Сознательно сокращаем диафрагму. Затем надо делать медленный вдох и такой же медленный выдох. Дышать так, как тренировались в предыдущих упражнениях. В идеале надо научиться чередовать короткие вдохи-выдохи с длинными.
    Следующее упражнение - подышать «диафрагмой» очень быстро. Такое дыхание напоминает работу кузнечных мехов. Сначала дышим по такой схеме: живот наполнен – вдох, живот втянут – выдох. Работа диафрагмы при этом напоминает насос. Проделать не меньше семи раз.
    Теперь дышим более быстро, выдыхая через рот. Схема следующая: вдох - наполняем живот, выдох – удар диафрагмой. Губы расслаблены, чтобы сказать « фрр»… Теперь дышим медленно – наполняемся воздухом, выдох медленный – медленно сокращаем диафрагму, выдох через расслабленные губы – со звуком «фррр». Это упражнение надо делать как можно дольше.
    Вдыхая через гайморовы пазухи, мы как бы наполняемся воздухом. Выдох может быть быстрым или медленным. В первом случае выталкиваем воздух ударом, быстрым сокращением диафрагмы. Во втором случае медленно выдавливаем воздух диафрагмой. Не забывайте расслаблять губы, это очень важно. Данное упражнение позволит укрепить диафрагму и доведёт диафрагмальное дыхание до автоматизма.
    Если у вас возникают трудности с дыханием такого типа, помогайте себе рукой. Положите руку на область пупка и надавливайте в момент выдоха с нужной вам скоростью и силой.
  4. Внимание на губах

    Попробуем немного опустить нижнюю челюсть, рот при этом приоткрывается. Вдыхаем через гайморовы пазухи, надуваем живот. Выдох должен быть медленным, через расслабленные губы с нашим фирменным звуком «фрр». Старайтесь добиться наибольшей расслабленности губ. Только после этого упражнения можно подносить диджериду к губам.
    Легко и неглубоко вставляем наш расслабленный рот в дидж. Делаем вдох, выдыхаем в инструмент, который начинает вибрировать, гудеть, издавать основной тон. Играя на диджериду, можно ощутить связь с мирозданием. Техника «вдох-выдох» - это волна единства с миром. Главное – научиться правильно дышать, так как техника игры на диджериду требует именно непрерывного (но при этом диафрагмального) дыхания. Непрерывное или циркулирующее дыхание – это и есть наш непрерывный выдох и основа игры на диджериду.

Непрерывное дыхание

Важно научиться непрерывному дыханию, которое должно подаваться через расслабленные вибрирующие губы. Конечно, одновременно вдыхать и выдыхать невозможно. Однако можно сделать некий запас воздухав пространстве щек. Выталкивая воздух мышцами щек и языком, можно сделать короткий и быстрый вдох через нос. Это и есть принцип непрерывного дыхания.
Теперь попробуем освоить технику непрерывного или циркулирующего дыхания.

  1. Играем с воздухом во рту

    Надуем воздухом щеки и подышим через нос. Не бойтесь, это очень легко. Теперь попытаемся «пополоскать» воздухом рот. Дышим при этом через нос. Это упражнение помогает нам обнаружить два независимых пространства – нос и рот. Выполняя эти действия, обратим внимание на язык. Выполняя дыхательные упражнения, надо заметить, что язык упирается в небе и разделяет пространства рта и носа. Теперь произнесите звук «к» и обратите внимание на то, как язык легко и быстро умеет касаться своим корнем нёба.
    Сделаем еще один вид дыхательных упражнений. Схема такая: вдох через нос, а выдох через рот. Нижняя челюсть должна быть отпущена, а рот приоткрыт. Сознательно проконтролируйте действия языка. В момент вдоха через нос язык прикасается своим корнем к нёбу, а в момент выдоха язык опускается в полость рта и не прикасается к нёбу.
    Если мы дышим чрез нос, то язык «прилеплен» к нёбу постоянно. Когда мы дышим через рот, язык к нёбу не прикасается. Следующий этап – дышим так: вдох делаем ртом, а выдох носом. Только на выдохе язык прилипает к нёбу. Это упражнение помогает узнать свой язык, который играет роль переключателя и разделителя пространств носа и рта. Одновременно совершать и вдох и выдох мы не можем, а вот дышать то носом, то ртом мы умеем, в чём мы и убедились. При этом связь языка с носом такова: если вдох или выдох совершаются через нос – язык упирается в нёбо. При дыхании через рот язык свободно расположен в полости рта.
    При игре на диджериду язык совершает следующие действия – в момент вдоха он касается неба, затем опускается, «переключая» систему нос-рот на выдох через рот. Все эти действия совершаются очень быстро.
    В момент вдоха через нос рол щек – выдавить воздухв диджериду, чтобы он продолжил гудеть в момент короткого вдоха. Далее воздух подается уже из легких – обычный наш выдох через расслабленные губы. Действия с языком, щеками нужно проделывать непринужденно и непрерывно. Если мышцы щёк развиты и послушны, то ими легко можно выдавить воздух изо рта. Делаем такое упражнение: надуваем щеки воздухом, а затем выдавливаем его. Нижняя челюсть при этом приопущена, а губы расслаблены. А теперь предположим, что наши мышцы щёк не умеют сами выдавливать воздух.
  2. Синхронизация

    Внимание на щеки – надуваем их. Теперь выдавливаем воздух при помощи рук со звуком «пух-пух-пух». Проделываем это упражнение несколько раз. Теперь попробуем усложнить упражнение. На третий «пух» мы должны коротко и быстро вдохнуть через нос. Важно синхронизировать вдох с третьим «пух». Язык при этом корнем упирается в нёбо. Надо добиться синхронизации движений. Заметьте, что на первых двух «пух» язык не касается нёба. В момент вдоха он своим корнем касается неба, а потом опускается. Последнее действие должно быть проделано быстро.
  3. Фундаментальное упражнение

    Убираем руки. Считаем «раз-два-три» и одновременно три раза выдавливаем воздух мышцами щек. На третий выдох делаем одновременно и короткий вдох через нос. Это упражнение укрепляет мышцы щёк и автоматизирует вдох. Стоит помнить, что вдох должен быть через гайморовые пазухи, а живот наполнен воздухом. Нижняя челюсть немного приотпущена, рот пятачком, губы расслаблены и вибрируют.
  4. Берем диджериду

    В расслабленные губы вставляем диджериду. Напомним, что для расслабления губ достаточно произнести звук «тпру» или «фррр». На третьем выдохе «пух» делаем вдох. Если вы всё делаете правильно, то на каждый «пух» в диджериду должен раздаваться какой-то звук. Этот звук похож на рык. Если по каким-то причинам звука нет, то проблема в зажатости губ. Снова и снова расслабляем губы. Звук должен получиться ровный и крепкий.
  5. Основной тон и «танцы языка и щёк»

    Подносим диджериду к губам и на одном вдохе поем наше «ту». При игре можно совершить колебание щекой. Попробуем сделать это движение в конце «ту». «Ту» - звучим, а заканчиваем «ту» ударом щеки, всплеском. В момент этого удара надо сделать быстрый вдох через нос. При этом наш рот свободно и расслабленно помещён в диджериду. Схема такая – «тууу» - в конце плеск плюс вдох. После этого попробуем продолжить основной тон. Так мы добиваемся непрерывного дыхания. Может возникнуть следующая проблема - после короткого и быстрого вдоха произойдет маленькая остановка в подаче воздуха из легких в диджериду. В данном случае все дело в языке. Он касается нёба не так быстро, как нам нужно. Значит, мы должны его немного потренировать.
  6. Тренировка языка

    Это упражнение надо выполнять без диджериду. Необходимо с максимально возможной скоростью говорим «ту-ту-ту-ту» и «ку-ку-ку-ку». При этом обращаем большое внимание на язык. При произнесении «ту-ту-ту» средняя часть языка касается неба. При «ку-ку-ку» язык касается нёба своим корнем. Надо произносить эти слоги как можно быстрее, это тренирует язык. Теперь делаем так: вдох, основной тон «туу», колебание щекой, удар щекой одновременно с коротким вдохом–плеском и снова основной тон. Так мы добиваемся непрерывного дыхания.
  7. Осмысление непрерывного дыхания

    При игре на диджериду мы совершаем короткий вдох через нос, наполняемся воздухом, живот надувается. В момент вдоха язык касается неба. При выдохе диафрагма сокращается. Воздух из легких подается в диджериду через расслабленные губы. Если воздух в легких заканчивается и нам нужно сделать вдох через нос, мы оставляем часть воздуха в щеках. Затем мы быстро выдавливаем воздух из щёк и одновременно совершаем короткий вдох через нос. Наполняемся воздухом. Выдыхаем, сокращая диафрагму через расслабленные губы-пятачок.
  8. Дыхание

    Рекомендуется выполнять упражнение без диджериду. Рот должен быть приоткрыт. Делаем в быстром темпе следующее упражнение - короткий вдох через нос, выдох через рот. На выдохе опускаем нижнюю челюсть и совершаем короткий вдох через нос. Вдохи и выдохи делаем без пауз.
  9. Непрерывное дыхание. Второй способ

    Это упражнение делаем с инструментом. Схема следующая - Вдох. Основной тон – туу. Вдох. Теперь вместо протяжного «тууу» произносим отрывисто «ту, ту, ту, ту». Одновременно с четвертым «ту» сокращаем диафрагму. Одновременно с этим сокращаем мышцы щёк и делаем короткий вдох через нос. Чередуем протяжное и короткое «ту». При этом мышцам щёк достаточно совершить лёгкое колебание.

И напоследок главный совет – не отчаивайтесь, если что-то не получается сразу. Тренируйтесь, не останавливайтесь на достигнутом, и уже скоро вы будете удивлять своих поклонников отличной игрой на диджериду.


Рейтинг:
 (голосов: 17)



Метки: диджериду



  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами