melma.ru
Главная » Самоучители » Варган » Самоучитель игры на варгане

Самоучитель игры на варгане

Как держать варган

Вначале научимся правильно держать варган. Любой профессионал скажет, как важно уверенно и удобно располагать инструмент в руке. Для этого есть много способов. Самый оптимальный способ заключается в следующем. Положите округлую часть инструмента на указательный и средний палец. Затем по возможности крепко зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка, поскольку он должен двигаться при игре без препятствий, и ни к чему не прикасаться. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре


Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. При игре основание варгана необходимо прижать к зубам или к губам. Челюсти размыкаются таким образом, чтобы между ними оказалось достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
Ротовая полость – это своеобразный резонатор, служащий для усиления звука. В игре на варгане участвует все – ротовая полость, язык и даже дыхание. При правильном «использовании» этих составляющих с помощью варгана можно наиграть практически любое музыкальное произведение. И это будет не дилетантское подражание игре профессионалов. Напротив, варган способен воспроизводить не только основные звуки, но и призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром.
Прижмите варган к зубам и отведите язычок, а затем отпустите. Это поможет вам услышать его голос. Попытайтесь извлечь как можно больше разнообразных звуков.
Если вы подвигаете языком и затем прижмете его к небу, то вы услышите, как изменяется структура звука. Вы хотите играть громко? Для этого необходимо прижать варган к зубам, и вот уже его звучание наиболее громкое и длительное. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении. Вас не устраивает эта громкость? Давайте научимся извлекать тихие звуки! Надо прижать варган к губам, и вы услышите его мягкое звучание. Причем чем меньше напряжены губы, тем звук будет тише и короче. Не бойтесь экспериментировать! Нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов!
Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы не чувствовать напряжения ни в руке, ни на губах. В то же время инструмент должен быть жестко зафиксирован, чтобы самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно наслаждаться игрой на варгане в течение многих часов и, что немаловажно, без какого-либо вреда для здоровья.
Важно знать, что в первые дни знакомства с варганом возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры, которые, впрочем, через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.


Основы извлечения звука


Совет новичкам - перед тем как ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нажмите на язычок пальцем и попробуйте завести его за зубы и обратно - он должен двигаться свободно в обоих направлениях. Язычок варгана приводят в движение, ударяя по нем пальцем второй руки. Удары должны быть непродолжительными и отрывистыми. Удар бывает прямым и обратным. В первом случае палец задевает язычок при движении к себе, а во втором - палец задевает язычок при движении от себя.
Сразу следует оговориться, что требуется определенное время для того, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука. Но это стоит затраченных усилий! Попеременное сочетание обоих ударов позволяет воспроизвести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком.
Давайте поговорим теперь о наиболее продуктивных способах извлечения звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен. Остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Этот способ универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть свободно нависает над варганом. Все пальцы, кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Этот способ, так же как и первый, позволяет играть в разнообразном темпе.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот способ используют тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками.

Новичкам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет издавать неприятный звук, похожий на металлический лязг.
Все описанные способы хороши и удобны в определенных ситуациях. Чередуя их во время игры, можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это фантастическое зрелище.

Изменение звука


Чем динамичней темп исполняемого произведения, тем чаще требуется наносить удары по язычку варгана, так как любое изменение объема ротовой полости и органов дыхания отражается на исполняемом произведении только при колеблющемся язычке варгана.
Интересно, что звуки при игре похожи на буквы русского алфавита. Джавайте проведем заодно урок русского языка! Итак, самые простые звуки при игре на варгане получаются, когда ротовая полость исполнителя находится в положении как при произношении гласных букв: "А", "И", "О", "У", "Ы", "Э".
Некоторые буквы играют особую роль в музыкальном исполнении. Например, буква «У». Надо заметить, что объём ротовой полости так же влияет на высоту звука. Когда ротовая полость находится в положении произношения буквы "У" - издаваемый звук максимально низкий.
Но это не единственная буква, произношение которой надо знать для игры на варгане. Вам это кажется удивительным? Тогда продолжим! Положение языка так же отражается на воспроизводимом звуке. При расположении языка, которое характерно произношению согласных букв: "К", "Л", "Н", "Р", "Т" тембр звучания инструмента становится выше, соответствуя произнесённой букве.
Если прижать к вибрирующему язычку палец, тем самым уменьшая колеблющуюся часть язычка, то звук получится выше, но глуше и станет менее продолжительным.
При игре на варгане не существует нотных правил или твёрдо определённых позиций для тех или иных звуков. Все зависит от частоты колеблющейся части язычка, и устройства речевого аппарата исполнителя.


Громкость и длительность звука


Громкость и длительность звучания варгана зависят как от силы удара по язычку, так и от манеры удерживания инструмента. Мы уже говорили об этом чуть выше, но нелишне повторить. Когда язычок варгана движется с большой амплитудой, сам инструмент прижат к зубам - звук громкий. Когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или язычок варгана движется с минимальной амплитудой - звук тихий. Когда варган плотно прижат к зубам, колебания язычка длятся дольше, и достигается максимальная длительность звучания. Прижимая варган к губам, и плотно зажимая язычок пальцем в месте его крепления с инструментом, добиваются уменьшения длительности звучания.

Вы видите, как разнообразны способы исполнения на варгане! Но это еще не все. Расскажем теперь о том, как резко прекратить игру на варгане. Это не так-то легко, как кажется на первый взгляд и требует не меньшей сноровки, чем сама игра.
Чтобы заставить резко замолчать варган, требуется сначала удалить его от зубов, придерживая его губами, и только затем удалить варган от рта, либо коснуться язычка пальцем руки, удерживающей инструмент.
Более продолжительные, красивые и громкие звуки можно получить, используя дыхание ртом и направляя губами воздух между основанием и язычком варгана. Так возможно максимально усиливать или ослаблять колебания язычка. Яркий звук получается на резком вдохе, резкий же выдох останавливает колебания язычка.
На разных варганах и у людей с разными дыхательными и физическими способностями эффекты от использования дыхания могут проявляться по-разному.
Людям с большим объёмом лёгких можно вообще управлять звуком, всего лишь удерживая варган одной рукой возле рта. Дыхание при помощи носа используется музыкантами, когда нужно быстро набрать воздуха в легкие для исполнения очередного музыкального фрагмента без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как носовой вдох никак на неё не повлияет

Заключение


Мы подробно представили всю информацию, касающуюся варгана и методике игры на нем и немного рассказали о том как научится петь в домашних условиях. Однако нам хотелось бы дать несколько дружеских советов, которые, на наш взгляд, будут не лишними не только для новичков, но и для профессионалов, желающих достичь максимального мастерства во владении варганом.
Самое важное – постараться довести технику извлечения и изменения звука до автоматизма. Это позволит вам полностью погрузиться в мир неповторимых звуков, не отвлекаясь на такие мелочи, как технические приёмы.
Необходимо следить за недопустимостью посторонних призвуков во время игры. Любое механическое движение должно совершаться вами беззвучно. Так, язычок при движении не должен задевать основания варгана. То же самое касается движений, которые вы производите при помощи органов дыхания и речи.
Забудьте о любом физического напряжения во время игры. Для вас важна именно игра, здесь и сейчас, а остальные проблемы, как любят порой говорить психологи, подождут. Поза для игры должна быть удобной. Варган нужно комфортно располагать в руке, пальцы не должны уставать. Именно физический комфорт позволит ощутить комфорт моральный. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.
Старайтесь по возможности играть на качественных инструментах. Конечно, некоторые варганы могут недешево стоить, но, поверьте, вы не пожалеете. Не стоит экономить на качестве! Всем известна простая истина - каким бы опытом не обладал исполнитель, многое зависит и от инструмента, на котором он играет, поскольку на высококлассном инструменте с безупречным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо более разнообразную музыку, поражающую слушателей своей чистотой, сравнимой только с утренней росой.
И напоследок позволим себе дать самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания, живите ею, ищите звук, близкий вам по настроению, экспериментируйте с ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый музыкант со временем обретает свою неповторимую манеру игры, которая так привлекает его поклонников. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у мастера. Дерзайте и удача вам обязательно улыбнется!

Рейтинг:
 (голосов: 84)






  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами