melma.ru
Главная » Этника » Индейцы южной Америки » Культура Мочика: хлеборобы, давшие жизнь воинам

Культура Мочика: хлеборобы, давшие жизнь воинам

Культура Мочика: хлеборобы, давшие жизнь воинам

Познавать историю, как и любую другую информацию, хорошо в сравнении. Потому что только таким образом можно не только узнать сухие факты, но и, сопоставив их, проанализировать полученные знания. А еще хорошо, и вместе с тем приятно, воспринимать новые знания не из учебников и пособий, а в живую, непосредственно, прикасаясь к ее пыльным тысячелетним памятникам, с которыми связаны события давно минувших дней.

Конечно, можно черпать информацию из-за студенческой лавки, можно протирать брюки в библиотеках, можно посещать лекции известных историков.… Ну а лучше всего самому отправиться на поиски новых впечатлений, новых эмоций и новых знаний, приоткрывающих завесу очередной тайны.

Именно так и поступают люди, которые жаждут победить тысячелетнее забвение, окутывающее сизым туманом историю многих забытых народов и цивилизаций, проживавших на Земле тысячи лет назад. О некоторых из них кое-что человечеству уже известно, а о большей части этих археологических культур остается лишь догадываться, собирая по крупицам все крошечные обрывки знаний и складывая их воедино.

Все это касается и истории южноамериканских народов, боровшихся за свое выживание и с соседями, и с природой, и с мрачным небытием, победить которое не под силу, к сожалению, никому. Какие-то цивилизации, например, Инки, сумели некоторую информацию о себе оставить, и то благодаря лишь тому, что знания о них зафиксировали их же убийцы. Хорошая услуга, не правда ли?

Сегодня об Империи Инков человечество знает довольно много, в сравнении с другими цивилизациями Южной Америки, но, по сути, эти знания ничтожны, в сравнении со знаниями о, например, тех же жителях Римской Империи. Конечно, все познается в сравнении. Так давайте же попробуем сравнить носителей инкской культуры с теми, благодаря кому Империя инков смогла состояться как сначала государство, а позже – как цивилизация. Итак, поговорим о врагах инков. И хотя отправиться на территорию Южной Америки и побродить по развалинам древних городов этого континента, пообщавшись с живыми индейцами, пока не удастся, но все же что-то познавательное и интересное мы узнаем.

Известно, что Империя Инков просуществовала с начала второго тысячелетия и до его середины, то есть где-то три-четыре столетия. За это время относительно небольшая, но очень агрессивная народность сумела покорить окружающие земли и их жителей, численность которых в тысячи раз превышала численность этой народности. Но существовали и народы, а сегодня уже археологические культуры, которые сумели противостоять стремительной экспансии инков, успевая, при этом, не только оборонятся, но и активно развивать собственные цивилизации.

Многие из этих культур до сих пор не найдены, а если их следы и встретились современным исследователям, то все равно они подробным образом не изучены. Знания о таких культурах собирать не просто не только из-за отсутствия письменных источников, а и благодаря тому, что места обитания этих культур на сегодня точно не установлены. И только случайно наткнувшись на остатки того или иного поселения, историки и люди к ним приравненные с определенной долей вероятности могут соотнести остовы храмов, жилых помещений и непонятных сооружений с какой-то археологической культурой. Север современного государства Перу всегда отличался жестким климатом, особенно в области Андских гор, где условия жизни были не самими подходящими для радостного времяпровождения. Так было и в первом столетии нашей эры, когда в долинах небольших рек, сбрасывающих свои воды в Тихий океан, проживало трудолюбивое и угрюмое племя Мочика, или же Моче. Заняв плодородные речные низовья, эти люди были вполне счастливы, потому, что были сыты, так как занимались обработкой земли. На то время они были полноправными хозяевами всего западного побережья, поэтому эта культура не являлась агрессивной, хотя с серпами и вилами в руках, наверное, свои земли могла охранять.

Будучи зависимыми от погоды, Мочика поклонялись соответствующим богам, которые, если исходить из анализа скелетов, найденных в гробницах поселений этой культуры, не были добродушными. То есть, в большинстве случаев кровожадность и агрессия культуры Моче вымещалась на объектах жертвоприношений, которыми древние индейцы задобрили своих божков.

Среди археологических памятников эпохи Мочика историография выделяет два объекта: так называемые храмы Луны и Солнца. По форме эти сооружения из камня напоминают пирамиду, правда «пирамида» Солнца сохранила только свое основание, будучи фактически разрушенной силой ветра и влаги. Современные ученые приписывают эти строения делу рук Моче без какого-либо на то основания, кроме как географического и часового совпадения: время постройки этих объектов датируется временем проживания на этой территории индейцев Мочика. К сожалению, ученые абсолютно слепы к тому факту, что фундамент пирамиды Луны, например, старше первых воспоминаний о Моче как минимум на полтысячи лет.

Даже если принять то, что эти каменные пирамиды, являющиеся храмовыми сооружениями и носящими следы строительства добрым десятком культур, все же строились цивилизацией Моче, то еще одно наследие, приписываемое этой культуре, почти никак не вписывается в рамки этого народа. Речь идет о гробнице так званого «Правителя Сипана», относящаяся к 3-му веку нашей эры и также совпадающая во времени и пространстве с Моче. Но ни характер захоронения вельможи, ни характер произведения ювелирных украшений, с которыми погребен знатный человек не характерно для Мочика, то есть для всего того, что ранее этой культуре приписывалось.

Если исходить из логики официальной историографии - не ясно, зачем эти землепашцы и мелкие варвары возвели два огромных каменных сооружения, так и не построив еще чего-нибудь подобного. Не ясно, каким образом эти люди смогли возвести такие пирамиды, не владея практически никакими познаниями в строительстве. Без ответов остается вопрос и о том, почему Моче похоронили столь необычным образом своего господина, при этом поместив чужие своей культуре изделия.

Скорее всего, Мочика – культура, остановившаяся на стадии земледелии и хаотичного варварства по отношению к соседним народам. Архитектурные комплексы храмов Луны и Солнца не являются их творением, а принадлежат более ранним и менее удачливым цивилизациям, которые не смогли выжить в этой местности из-за климатически неблагоприятного стечения обстоятельств. Ведь известно, что Эль-Ниньо – гроза современных перуанцев, бушевал в этих краях и пять тысяч лет назад, и тысячу лет, и бушует до сих пор. Поэтому одной из причин исчезновения следов культуры Моче все те же исследователи считают климатические катаклизмы, обрушившиеся на их земли в середине седьмого века. Эль-Ниньо под силу уничтожить любые ирригационные и мелиорационные сооружения, благодаря которым землеробы Южной Америки могли заниматься выращиванием съедобных растений. Единственной ценностью культуры Мочика является то, что из ее многочисленных ответвлений развились две мощные цивилизации, способные противостоять наиболее сильному врагу на южноамериканском континенте – Империи Инков. А Моче, объявившись в 1-ом столетии нашей эры, уже через 600 лет канули в лету, забрав свои тайны в свои до сих пор не найденные могилы.


Рейтинг:
 (голосов: 4)






  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами