Культура Сикан – одно из многих белых пятен в истории Южной Америки. Странная получилась ситуация с этой цивилизацией, следы которой уходят в третью четверть первого тысячелетия, на рубеж заката одних мощных культур, и появления новых, более современных, но менее развитых. Люди, которых называют носителями сиканской культуры, дают о себе знать в нескольких уникальных памятниках, способных пролить свет на более точную в историческом плане судьбу народов Древней Южной Америки.
С одной стороны проблема культуры Сикан состоит в том, что авторство ее возникновения принадлежит только одному человеку, исследователю Идзуми Симада. С его именем и связано начало поиска истоков этой до недавнего времени не известной цивилизации. Чтобы проще в вопросе было ориентироваться, стоит указать, что иногда данную культуру называют культуру Ламбайеке, ранее выделяемую в отдельное звено в истории развития южноамериканского континента.
С другой стороны существует действительно несколько памятников археологической культуры, которые невозможно отнести к ранее описанным цивилизациям в силу разных причин. Соответственно, вопрос сиканской культуры был вынесен в отдельное дело, до сих пор активно развиваемое современной историографией. За несколько лет исследование есть определенные подвижки, позволяющие с определенностью говорить о такой цивилизации, как Сикан.
Конечно, письменных источников о данной культуре нет. Но есть археологические источники, в частности останки поселений, расположенные на территории современной Перу, а именно в северной ее части. Регионально это соотносится с местностью долин Ла-Лече, Сана, Мотупе и Ламбайеке, а также с областью Батан Гранде, где концентрация памятников сиканской культуры максимальная.
Так что же наверняка известно об этой цивилизации? Первым делом историки говорят о существовании этой культуры в промежутке между жизнедеятельностью культуры Мочике, уже известной по ряду публикаций и проявившей себя в истории Южной Америки, и объединением народов под эгидой Империи Инков, наиболее известной формации на этом континенте. Датируется же сиканская культура 750 – 1375 годами н.э. Наверняка известно, что конец этой цивилизации положили народы Чиму, основавшие царство Чимор, активно противостоящие Империи Инков и потерпевшие от нее поражение.
Последующие факты, принимаемые официальной историографией, как точные, являются не более, чем предположением, основанным на косвенных доказательствах. Во-первых, ранний период развития Сикана, начинающийся с 750 года, никакой конкретной информации о народе этой культуры не несет. Хочется лишь указать, что только основываясь на наличии своеобразной керамики на этой территории, историками делаются выводы о появлении новой цивилизации, в последующем развившейся до значительного уровня. Уже упоминаемый исследователь Симада находит еще некоторые подтверждения самобытности и уникальности Сикана в столь ранний период, но оставим приводимые им факты на его же совести.
Второй этап истории сиканской культуры значительно интереснее и многообразнее, и в этом периоде определенные следы новой цивилизации, выросшей из другой, более ранней, уже явно прослеживаются. Время расцвета наступило через 150-200 лет после даты возникновения цивилизации, а именно в 900-950 годах. Судя по всему, рассвет Сикана приходится на момент проявления их внешней агрессии, то есть после самоидентификации, как народа, или же культуры. Одним словом, найдя что-то общее между собой, или объединившись под влиянием более сильного племени, к 1000 году сиканцы впервые выходят на мировую арену, вступая в единоборство с малоизученными культурными явлениями государств Кахамарка и Уари. И если первые воспоминания о Сикане возможны исключительно в контексте остатков цивилизации Мочика, то в эпоху противостоянии с могучими соперниками сиканская культура самоидентифицировалась, создав нечто уникальное.
С определенной долей вероятности известно, что Уари и Кахамарка ушли в забвение благодаря молодому и сильному народу, подорвавшему основы жизнедеятельности древних городов. Скорее всего, это действительно были люди, к которым сейчас относят народы Сикана, благо этому есть некоторые подтверждения, хотя не совсем прямые. В первую очередь это наличие элементов и государственного, и общественного строя этих почивших цивилизаций, проявившихся в более поздних эпизодах сиканской культуры. То есть, очень даже возможно, что разбитые государства были приняты в состав образованного Сиканского государства, где элита более древних формаций заняла соответствующее положение в молодом, но быстро развивающемся обществе. Наравне с этим известно, что конец истории Кахамарка положила уже Империя Инков, завоевав остатки этого некогда могучего народа. И для того, чтобы больше узнать о сиканской культуре, следует обратиться к истории народов, внесших свою посильную лепту в формирование хорошо развитой в техническом, но плохо развитой в политическом плане цивилизации Сикан. Ведь Мочика, которым приписывают корни происхождения сиканцев, были хорошими землепашцами и строителями, умелыми архитекторами и инженерами, но не воинами. Моче дали жизнь многим культурным побегам, из которых выросли целые цивилизации, отличающиеся особой агрессией по отношению к своим соседям. В первую очередь это относится к Чиморскому государству, воевавшему с Империей Инков, а во вторую, пожалуй, относиться и к сиканцам. Но более весомый вклад в развитие этой культуры сделали Уари и Кахамарка, на которых мы более подробно остановимся.
Уари – государственное образование в центральной части современного Перу, города которого располагались в горных долинах центральных Анд. Начало летоисчисления этой культуры приходится на 500 год до н.э., а закатом цивилизации принято считать 900-й год н.э. Существует несколько архитектурных памятников этой культуры, главным образом представленных в виде руин таких древних поселений как Серро-Потапо, открытого в 2008 году, Пикильякта, а также Чиклайо.
Наиболее важным в истории этого государственного образования следует считать наличие иерархии в построении общественного строя, а также сам факт наличия государственности, возглавляемой царской особой, власть которой передавалась по наследству. Вторым, не менее значимым достоянием Уари, является их способность к ведению очень активной «внешнеполитической» деятельности, на практике реализуемой в культурном сношении с соседями – культурой Мочика, а также Тиуанако и, скорее всего, с другими, менее изученными цивилизациями.
Благодаря такой активной внешней деятельности, Уари получили возможность быстро оформиться как государство, залогом чему стало подражание более сильным и более опытным культурам, как, например, Тиуанако. До сих пор в среде современных ученых идет спор вокруг некоторых археологических объектов, приписываемых и той и другой цивилизациям. Но не смотря на такую размолвку все сходятся на том, что Уари были само достаточной и мощной цивилизацией, способной впитывать в себя позитивные явления, подмеченные у соседей, и трансформировать их под свои потребности. Уари были торговцами, что уже говорит о многом. Уари были воинами, о чем свидетельствует факт их владения территориями, ранее принадлежавшими Мочика. О корнях Уари практически ничего не известно. На основании исследования керамических черепков, историография делает попытку привязать Уари к малоизученной культуре Уарпа, информации о которой практически нет. Кто такие Уарпа и чем они занимались не ясно, как и не понятно, где они жили и куда ушли. Но есть и другая более интересная зацепка, которую сегодня поддерживают исключительно в кругах неофициальной историографии. Мысль заключается в том, что к происхождению Уари причастна культура Тиуанако, которая, по ряду совпадений или закономерных процессов, имеет большое сходство с этой культурой. Особенно такое подобие заметно на ранних этапах развития двух цивилизаций, так как в последующем Тиуанако и Уари существенно разошлись, образовав при этом собственные уникальные культурные формации.
Итогом сказанного о культуре Уари будет то, что на момент своего завоевания сиканской цивилизацией, этот народ прошел уже все этапы формирования полноценной культуры, оставив по себе многие памятники не только архитектуры, но и культуры, политики, ремесел и ведения сельского хозяйства. Возможно, у Уари есть общие предки с культурой Тиуанако, хорошо развитой в техническом плане и ставшей одним из столбов зарождения могущества Империи Инков. Свое культурно-политическое наследие Уари отчасти передали цивилизации Сикан, завоевавшей территорию этого древнего государства. О культуре Кахамарка известно не так много, как, например, об Уари. По разрозненным сведениям получается, что носители этой культуры в своем большинстве были землеробами, скотоводами и ремесленниками. Свою историю эта сельскохозяйственная культура начинает с середины второго тысячелетия до н.э., а ее главным достижением является определенная культурная предрасположенность к пассивной политической позиции. Благодаря такой черте этот народ сумел просуществовать более трех тысяч лет, создать собственную, хоть и не блистательную, но уникальную культуру, из-за чего их кровь до сих пор течет в жилах современных индейцев Южной Америки.
Скорее всего, Кахамарка свои корни потеряла в давно минувших тысячелетиях, поэтому сказать наверняка, кто они и откуда – невозможно. Судя по тому, что географически их памятники расположены на территории современного Перу, в высокогорной провинции Отаско, ниоткуда этот народ не пришел, а проживал здесь со времен своего отделения от более ранних предков, пришедших в Южную Америку с Центральной или Северной Америки. С подобной сельскохозяйственной культурой Мочика у Кахамарки территориальной связи нет, да и существовали Моче значительно раньше. Поэтому вопрос о происхождении Кахамарка остается открытым.
Итак, мощный прилив сил, знаний и свежей крови давних южноамериканских цивилизаций сделал свое дело, благодаря чему сиканская культура вышла на пик своего развития, датируемого 950 – 1000 годами н.э. Сиканцы уже не были в зависимом положении, а являлись самостоятельным государством, ставшим на путь самоусовершенствования. Это проявилось в стремительном развитии изобразительного искусства и культуры вообще, а также в усугублении роли религии и церковной иерархии в жизни страны. Есть предположение, что в Сикане существовала идея создания монотеистической религии, главным объектом поклонения в которой должно было стать так званое «сиканское божество», присутствующее на всех образцах памятников культуры этого периода. Этот факт может говорить лишь об огромной осведомленности аристократии Сикана в вопросах управления государством, а также о серьезном изучении человеческой психологии, физиологии и других дисциплин, сегодня называемых науками.
Как уже ранее говорилось, сиканская культура поглотила цивилизацию Уари, являвшуюся в те времена образцом торгового государства. Эти навыки не бесследно пропали, а проявились у сиканцев практически сразу после образования государственности. Эстафету непревзойденных торговцев Сикан перехватил в Уари, а это стало залогом успешного процветания страны. А там где торговля, там и ремесленничество, и обработка земли, результаты деятельности которых торговцы и продают. В вопросе ремесел у сиканцев все было на очень высоком уровне, а более всего была развита обработка металла.
Закат культуры Сикан пришел с кратковременными изменениями климата, от которого зависело пропитание всех жителей Южной Америки того времени. Когда приходили проблемы наличия влаги - одни народы, проживающие в горах, спускались в долины поближе к океану, где климат был менее суров, другие народы сооружали очень хитроумные и гениальные ирригационные сооружения, чтобы собирать влагу для своих полей, третьи народы умирали, исчезали, покидали свои населения и растворялись в тумане истории. Сиканцы с наступлением засухи сделали мудро. Они просто ушли в более благоприятную местность, отстроив новую столицу для себя. Они начали жизнь сначала, утратив свою воинственность и превратившись в религиозное государство, ориентированное на поклонение божествам природы, в частности богу влаги.
Изрядно поистрепавшись и растратив свой потенциал, сиканская культура стала легкой добычей для одной из родственных им культур, в то время могущественной и наиболее сильной цивилизации Южной Америки, противостоящей Империи Инков, культуре Чиму. Чиморцы поглотили остатки былого величия Сикана, пожалуй, без особого кровопролития. Произошло это в 1375 году, через несколько лет после начала противостояния Чиму и Сикана. До наших дней дошли многие памятники сиканской культуры, характеризующие этот народ как уверенных в себе и мудрых людей. Правители сиканской цивилизации сделали все от них зависящее, чтобы создать на базе Сикана мощное государство, способное выстоять в борьбе народов, назревающей в начале второго тысячелетия. К этому времени оформилось несколько молодых, агрессивных и чрезвычайно амбициозных культур, готовых ринуться в борьбу за власть над южноамериканским континентом. Но Сикан проиграл…