melma.ru
Главная » Этника » Шаманы » Реальность » Сны самоедских шаманов

Сны самоедских шаманов

Сны самоедских шаманов

Посвящение у самоедов начинается с обучения игре на бубне. Только в процессе обучения удаётся увидеть духов. По словам шамана Ганикка, к нему снизошли духи и разрубили его на части, когда он бил в бубен. Он лежал на земле семь дней и ночей без сознания. Его душа в это время пребывала на Небесах, прогуливаясь там с Духом Грома, и побывала у бога Миккулая.

Другой шаман заболел ветряной оспой и был без сознания в течение трёх дней. Его посчитали мёртвым и чуть не похоронили на третий день. Тогда и осуществилось посвящение. Он вспоминает, как был отнесён в центр моря и как услышал голос Болезни, которая сказала ему, что он получит дар шамана от Властелинов Вод и его именем будет Хуоттарие, то есть Ныряльщик. Потом Болезнь замутила морскую воду, а кандидат вынырнул и взобрался на гору. Там он повстречал обнажённую женщину, которая вскормила его грудью. Судя по всему, это была Властительница Вод. Её муж – Властитель Преисподней – дал ему в проводники мышь и горностая. Они должны были отвести его в ад. Взобравшись на возвышенность, проводники указали ему на семь юрт, крыши которых были ободраны. В первой юрте будущий шаман встретил жителей ада и людей, которые болели ветряной оспой. Они вырвали сердце шамана и кинули его в котёл. В других шатрах он узнал Господ всех нервных болезней и Господина бешенства. Там же он встретил злых шаманов. Так шаман научился различать болезни, которые терзают людей.

Затем кандидат прибыл в страну шаманок. Они укрепили ему голос и горло. Потом он попал на берег Девяти Морей. В центре одного из морей был остров. На острове до самого неба росла молодая берёза – Древо Господина Земли, возле которого росли 9 трав, являвшихся родоначальниками всех растений. В каждом море, окружавшем дерево, плавали по одному виду птиц с детёнышами. Будущий шаман побывал у каждого моря. Все они были разные. Одни солёные, другие горячие. На верхушке Древа шаман увидел людей разных национальностей: русских, самоедов, долганов, тунгусов, якутов. Потом он услышал голоса, которые объявили ему, что у него будет бубен из ветвей Древа. Потом кандидат стал летать вместе с морскими птицами, пока не услышал голос Господина Древа. Он сообщил, что с древа упала ветвь, предназначенная для бубна, который будет служить шаману всю его жизнь. У этой ветви было три разветвления, из которых по приказу Господина Древа шаман должен сделать три бубна. Бубны должны охраняться тремя женщинами и использоваться только в особых случаях. Один во время родов, другой при лечении, третий для розыска людей, затерявшихся в снегах.
Затем кандидат получил сведения о целебных свойствах растений и описания церемоний шаманского искусства. Потом он пришёл к бескрайнему морю, где нашел деревья и семь камней, которые рассказали ему о себе. Первый камень удерживал Землю, другой предназначался для выплавки железа. Будущий шаман пробыл с камнями семь дней и обрёл знания о том, как эти камни служат людям.

Мышь и горностай привели шамана на высокую гору, в которой был вход в увешанную зеркалами пещеру. В центре пещеры горел огонь. Там он увидел двух женщин, которые, как северные олени, были покрыты шерстью. Потом он понял, что в пещере нет огня, а свет падает через отверстие сверху. Одна из женщин дала шаману волос, который в будущем поможет во время шаманских ритуалов устремляться мысленно к пещере.

Через три дня шаман дошёл до следующей горы, в отверстии которой он встретил обнажённого мужчину. Он раздувал огонь с помощью мехов. Над огнём был подвешен большой, как половина Земли, котёл. Мужчина схватил кандидата огромными щипцами и откусил ими голову, на куски разделил тело, бросил его в котёл. В течение трёх лет он варил тело шамана. Потом на третьей наковальне, предназначенной для выковывания лучших шаманов, он выковал новому шаману голову и бросил её в кастрюлю с холодной водой. Он объяснил будущему шаману, что если его зовут кого-то лечить и он чувствует, что вода горячая, то шаманские церемонии уже не помогут больному. Тёплая вода укажет на то, что больной выздоровеет, а холодная означает, что человек здоров.

Потом кузнец выловил кости шамана, которые плавали в реке. Он собрал их и сделал новое тело. Посчитав кости, кузнец сказал, что у шамана их на три больше, поэтому нужно приобрести три шаманских наряда. Кузнец показал, как читать буквы внутри новой выкованной головы. Он поменял глаза шамана, поэтому шаман видит во время сеанса только мистическими глазами. Уши он проткнул, чтобы шаман обрёл способность понимать язык растений. Потом будущий шаман оказался опять на вершине горы и после этого очнулся в юрте среди своих родственников. После этого сна он может шаманить очень долго, не чувствуя усталость.

Подобные схемы посвящений во сне и видениях встречаются у всех народов Сибири. Тунгусский шаман Иван Чолко считает, что шаман должен непременно заболеть, его кровь должны выпить харги (злые духи), а тело должно быть разорвано на куски. Злые духи, которые считаются душами умерших шаманов, перековывают голову шамана в котле вместе с металлическими предметами, которые становятся в будущем принадлежностями для ритуального наряда. Один тунгусский шаман рассказывал, что он болел весь год. Чтобы лучше себя чувствовать, он всё это время пел. Предки-шаманы пришли к нему и посвятили. Они сначала пробивали его тело стрелами, пока тот не потерял сознание. Потом сорвали с него тело, вырвали кости и сосчитали их. Если бы костей не хватило, он не смог бы стать шаманом. Эта операция длилась всё лето, в продолжение которого он не ел и не пил.

По мнению бурятских шаманов, кандидат должен долго болеть. Души предков-шаманов бьют его, разрезают тело ножом. Будущий шаман во время этой операции не подаёт признаков жизни. Его сердце едва бьётся, руки и лицо синеют.

По другим представлениям, душу будущего шамана уносят духи предков на «собрание шайтанов», которое проходит в небе. Там шаман учится. Когда посвящение пройдёт, его тело варят, тем самым обучая шаманскому искусству. Семь дней и ночей шаман лежит как мёртвый, а родственники, исключая женщин, поют вокруг него. Пока тело проходит инициацию, никто не должен прикасаться к нему.

Такие же свидетельства встречаются и у других народов. Телеутская женщина после видения стала шаманкой. В этом видении мужчины разрезали её тело на куски, а потом варили в котле. У алтайских шаманов бытует представление о том, что их тело съедают духи предков, вспарывают им живот, пьют кровь. У эскимосов также известен экстатический опыт расчленения тела, обновляющего органы. В их свидетельствах будущего шамана ранит животное: морской конь, морж, медведь. Оно съедает его, а кости обрастают новым телом. Терзающий шамана зверь потом может стать духом помощником. Такие случаи спонтанного призвания проявляются не только в болезни, но и в каком-либо особом случае при серьёзном ранении будущего шамана. Например, борьбе с морскими животными или падении под лед.

Но большинство эскимосских шаманов ищут сами экстатического посвящения, которое проводит их через испытания, схожие с расчленением сибирского шамана, представляющим собой мистический опыт смерти и последующего воскрешения.

Именно через сны и болезни шаман получает большую часть истинных знаний. Без этих мучительных сновидений невозможно обрести духовную силу и стать настоящим шаманом.


Рейтинг:
 (голосов: 12)



Метки: шаманы



  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами