Шаманское призвание проявляется в форме болезни. Но так бывает не всегда. В некоторых случаях речь идёт не о настоящей болезни, а об изменении поведения, которое происходит постепенно. Будущий шаман становится задумчивым, много спит и видит вещие сны, ищет одиночества. Порой с ним случаются припадки. Это - прелюдия новой жизни, вхождение в которую кандидат может и не осознавать. Однако существуют такие припадки, болезни, галлюцинации и сны, которые сразу определяют будущую стезю шамана. По свидетельству якутского шамана Софрона Затеева, будущий шаман будто умирает и в течение нескольких дней находится в юрте без пищи и воды. В таких случаях три раза проводили церемонию расчленения.
Шаман Пётр Иванов так описывал эту церемонию: железным крючком отрываются и раздираются части тела кандидата, кости очищают, из тела выпускаются жидкости, из орбит вырываются глаза. Потом все кости собираются и скрепляются железом. Другой шаман Тимофей Романов рассказывал, что эта церемония длится 3-7 дней. Всё это время кандидат находится в уединённом месте, почти не дышит и выглядит, как мёртвый.
По утверждению якута Гаврила Алексеева, у каждого шамана есть Мать-Хищная-Птица. Это большая птица с железным клювом, длинным хвостом и загнутыми когтями. Показывается она лишь дважды: когда шаман духовно рождается и когда умирает. Птица забирает душу шамана, уносит её в Преисподнюю и оставляет на ветке ели для дозревания. Как только душа достигает зрелости, птица возвращается, разрывает тело шамана на мелкие кусочки и раздаёт их злым духам смерти и болезней. Духи пожирают доставшиеся им кусочки тела, а будущий шаман благодаря этому получает способность лечить болезни, которые представляли духи. Когда всё тело съедено, духи уходят. Мать-Птица кладёт кости на место и, как от глубокого сна, пробуждается будущий шаман.
По другим представлениям, злые духи уносят в Преисподнюю душу будущего шамана и закрывают её на три года в отдельном доме. Душу тех, кто должен стать низшим шаманам, закрывают на один год. Там шаман и проходит посвящение. Духи его обезглавливают и откладывают в сторону голову для того, чтобы кандидат видел всё происходящее своими глазами. Потом разрывают его тело на мелкие кусочки, и духи болезней делят их между собой. Только в этом случае шаман получает способность исцелять других людей. В итоге кости шамана покрываются новым мясом, иногда кандидат получает и новую кровь.
По якутской легенде, шаманы рождаются на Севере, где растёт огромная ель. На этой ели расположены гнёзда. На самых высоких ветвях располагаются великие шаманы, на средних – средние, а внизу – самые малые. По другой легенде, Мать-Хищная-Птица с орлиной головой и железными перьями прилетает на это дерево, сносит яйца и высиживает их. Чтобы из яиц появились великие шаманы, необходимо три года высиживания. Для средних – два, а для малых достаточно одного года. Когда душа вылупляется из яйца, Мать-Птица отдаёт её на обучение дьяволице-шаманке. У неё один глаз, одно плечо и одна кость. Шаманка в железной люльке укачивает душу шамана, вскармливая её застывшей кровью. Потом появляются три чёрных дьявола, задача которых – разорвать тело шамана на куски и вбить в голову копьё. В качестве жертвы разбрасываются в разные стороны куски мяса. Три других чёрта отрывают челюсть и отдают по кусочку каждой болезни. Если какой-либо кости не хватает, то необходимо, чтобы умер кто-то из родственников. Иногда происходит так, что умирают до 9 членов семьи будущего шамана.
По другим свидетельствам, черти удерживают душу будущего шамана, пока тот не освоит знания. Всё это время кандидат болеет. Его душа превращается в птицу, другое животное или человека. Вся будущая сила кандидата сохраняется в гнезде, скрытом в листве дерева. Когда шаманы в облике животных сражаются друг с другом, они в первую очередь стараются уничтожить гнездо своего врага.