Современные представления об искусстве в мировой культуре во многом берут свое начало в Древней Греции и Риме периода античности. У шумеров, как и у других, более ранних цивилизаций, понятия «искусство», как некоего творческого процесса, направленного на создание эстетически-выразительных объектов, удовлетворяющих любовь человека к прекрасному, не существовало. Категории «красота» и «прекрасное» у древних шумеров имели значения, совершенно отличающиеся от современного понимания.
«Красива» была жертвенная овца, предназначенная для проведения обряда. Эпитетом «прекрасный» они могли наградить жреца, обладающего необходимыми ритуальными атрибутами и символом власти или предмет, изготовленный по древним обрядовым канонам. Прекрасным, обладающим высшей степенью красоты, у древних шумеров было то, что в наибольшей степени соответствует своей внутренней сущности и своему божественному предначертанию, а значит наиболее пригодно для выполнения определенной, возложенной на него функции – культовой, мемориальной.
Культовая функция объекта заключалась в участии в ритуальных обрядах, царских или церковных. Эти предметы обеспечивали знаковую связь с божествами и усопшими предками.
Если предмет участвует в текущей общественной жизни, подтверждает высокое социальное положение своего владельца, то он выполняет возложенную на него прагматическую функцию.
Мемориальная функция заключалась в обращении изделия к потомкам с призывом вечно чтить усопших и их деяния, помнить их имена. Каждое произведение шумерского искусства, будь то роспись по керамике, архитектурные сооружения или цилиндрическая печать, должно было действовать с прошлого времени и прокладывать дорогу в будущее. Каждая эпоха обязательно должна иметь знаковую связь между десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. Конкретно же эстетическая функция искусства у древних шумеров, как создание гармоничных предметов, которые вызывают наслаждение и восхищение, отдельно не существовала. Эстетические понятия в древних шумерских текстах не связаны с определением красоты в современном ее представлении.
Ювелирное искусство
О высокой степени мастерства ювелиров Шумера свидетельствуют, прежде всего, богатейшие материалы, найденные при раскопках гробниц на месте древнего города Ура.
Это разнообразные ювелирные украшения - венки, ожерелья, короны-повязки, различные заколки и подвески, в которых хоронили представительниц высшей знати и жриц. Дизайн этих изделий построен на сочетании всего трех цветов: желтого, синего и красного (их давала комбинация золота, лазурита и сердолика) с утонченным изяществом и тонкостью форм. При этом шумерским мастерам удалось достичь высокой виртуозности в технике исполнения каждой детали изделия. Идеальное отражение функционального назначения предмета, поставило шумерские ювелирные украшения в один ряд с подлинными шедеврами ювелирного искусства и в наше время.
В гробницах города Ура была найдена великолепная голова бычка, которая в незапамятные времена служила украшением уркской арфы. Исследователи склонны отнести ювелирное искусство и украшение музыкальных инструментов к проявлению шумерского творчества, которое свободно от идеологических и культовых предрассудков. Но вряд ли это так. Арфа должна была устрашать и потрясать шумеров мощью и долготой звучания. Неслучайно для ее украшения выбран бычок, по шумерским представлениям, символ могущества и воспроизводства.
Как уже говорилось ранее, представления древних шумеров об эстетике совершенно не совпадают с современными понятиями. Прекрасное у шумеров, это то, что наиболее пригодно для выполнения определенной функции – культовой, мемориальной или прагматической. И, как мы видим, основная часть памятников древнего шумерского искусства соответствуют именно такому определению красоты.