melma.ru

Валиха

ВалихаВалиха - мадагаскарский струнный щипковый инструмент. Для его изготовления применяется бамбук. Валиха представляет собой бамбуковые секции. Этот инструмент распространен не только на Мадагаскаре. Музыканты из Юго-Восточной Азии играют на подобных инструментах . это лишний раз доказывает, что валиха довольно известный инструмент, распространенный в разных уголках мира.
Родиной валихи принято считать Индонезию. Именно оттуда инструмент был привезен в девятом веке и прочно занял одно из господствующих мест на Мадагаскаре.
Валиха является «выходцем» из семейства цитр. Это струнные инструменты. Струны могут быть расположены по длине корпуса инструмента или параллельно ему. Играть на инструментах семейства цитр следует либо перебирая струны пальцами, либо ударяя по ним. Для последнего действия существуют специальные биты. Инструменты семейства цитр имеют резонаторы, роль которых – усиление звука.
Валиха также имеет струны, тоже сделанные из бамбука, как и корпус. Струны имеют ту же длину, что и сама трубка. Они крепятся на обоих ее концах, а затем поднимаются над корпусом при помощи небольших подставок. Сами подставки изготовлены из дерева или сушеной тыквы.
Тыква применяется в изготовлении многих африканских инструментов. Это неотъемлемая часть, например, бало или мбиры. Благодаря применению тыквы звук валихи приобретает неповторимый тембр и красоту.
Для того чтобы играть на валихе, надо научиться правильно ее держать. Для этого следует держать трубку вертикально вверх или под ладонью. Во время игры исполнитель держит валиху на коленях. Струны следует перебирать кончиками пальцев.
Если говорить об устройстве валихи, то следует отметить три основные составляющие: трубка, подставки и струны. Трубка сделана из бамбука и является основной составляющей инструмента. Подставки нужны для струн. Из самого названия понятно, что их подставляют под струны, тем самым добиваясь эффекта неповторимой игры. Сделаны подставки из кусочков дерева или тыквы. Струны служат для игры и подвластны только музыканту. От его умения зависит качество игры на этом инструменте.
Рейтинг:


Эрху

ЭрхуЭрху – один из важнейших китайских струнных инструментов. Он является одной из «составляющих» большого семейства струнных инструментов. Всем известные скрипка и виола также входят в это семейство. Семейство это очень разнообразно: в него входят не только простые однострунные скрипки, но и очень сложные струнные инструменты. Ближайшие родственники эрху из наших степей - хакасский икили и алтайский игиль. Итак, эрху – это оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Название инструмента не случайно, оно происходит из двух китайских слов – “эр” - два, “ху” – смычковый.
Строение эрху следующее. Корпус инструмента деревянный. Он представляет собой ящик-резонатор. Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи. От корпуса идет длинное ответвление, которое называется шейка. Ее роль - поддерживать корпус и струны. На конце шейки находятся настроечные колки . От них зависит высота звучания инструмента. От настроечных колок к корпусу тянутся две шелковые струны, на которые непосредственно играют. Для этого имеется смычок, изготовленный из бамбукового стебля. Струна смычка сделана из конского волоса. Смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Общая длина эрху – около семидесяти сантиметров.
Тональный диапазон инструмента – около трех октав. Голос эрху мягкий и выразительный. Эрху используется не только в качестве аккомпанемента и ансамблевого инструмента в вокальной и инструментальной музыке. С 20-х годов прошлого столетия эрху является также сольным инструментом, для него создано множество сольных произведений.
Какова техника игры на эрху? Во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки тетиву смычка. При игре пальцами левой руки используется определенный музыкальный прием, который называется «поперечное вибрато». Он заключается в том, что струна как бы продавливается вниз. Этому способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны.
Музыкантам-струнникам известно, что смычок необходимо постоянно натирать канифолью. Делается это для того, чтобы облегчить игру на инструменте и избежать «дребезжания». Смычок эрху довольно трудно «канифолить» из-за особенностей конструкции инструмента. Однако китайские музыканты нашли выход — они используют расплавленную канифоль, которую капают на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора. Затем «канифолят» смычок.


Пример звучания
Рейтинг:


Кяманча

КяманчаКяманча - персидский струнный смычковый музыкальный инструмент. Считается, что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. В наши дни этот инструмент распространен в Центральной Азии и Среднего Востока.
"Кеманча" в переводе с персидского означает "небольшой смычковый инструмент". Кяманча возникла в 19 веке, в эту эпоху историк констатируют период расцвета исполнительского искусства игры на кяманче. Это связано с развитием искусства профессиональных певцов ханенде.
Ханенде — это азербайджанские народные певцы. Они обладали не только прекрасными голосами, но и редким умением импровизировать. Ханеде пользовались большим уважением. Именно эти певцы «вывели в свет» кяманчу.
Первые инструменты были изготовлены из выдолбленной тыквы или индийского ореха. Как правило, они богато украшались слоновой костью.
Корпус кеманчи круглый. Шейка - деревянная, прямой и округлой формы с крупными колками. Дека сделана из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом.
Согласно одному из предположений о возникновении кяманчи, она появилась на основе смычкового гопуза. Гопуз — азербайджанский народный струнный музыкальный инструмент. Это двух- или трехструнный инструмент, чем-то напоминающий гитару.
Знания о кяманче дополняются сведениями из классической поэзии и изобразительного искусства. Благодаря этому можно составить представление о ней. Так, например, кямнача упоминается в поэме «Хосров и Ширин» персидского поэта Низами Гянджави. Он сравнивает игру на кяманче с божественной музыкой, которая стонет и пылает.
Чтобы представить себе, как выглядит кяманча, достаточно взглянуть на миниатюры средневековых азербайджанских художников. Там она изображена в составе ансамбля.
Рейтинг:


Лижерика

ЛижерикаЛижерика – старинный струнный инструмент Хорватии. Традиционные мотивы на ней можно услышать и сегодня, в основном лижерика служит аккомпанементом для танцев. Как в прежние времена, «Танец Адриатической области», распространенный вдоль побережья Хорватии и на близлежащих островах, выполняется под музыку лижерики. Парный танец исторически ведется по кругу, в другом варианте движения людей выполняются друг напротив друга. В первом случае одновременно пели национальные песни. Иногда музыкальное сопровождение дополнялось другими инструментами: мих – волынкой и тамбурицей – хорватской мандолиной.
Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу. Играющий на лижерике подает указания танцующим. Музыкант импровизирует, подавая команды – говорит в рифму, шутит, нередко с подтекстом. Роль музыканта на этом не заканчивается. Он выбирает, кто и с кем будет танцевать, напоминает об изменении фигур и направлений в танце. Этот человек должен обладать незаурядным воображением, чувствовать энергию танца и музыки. Музыкант не только придумывает сам образы движений, но и поощряет к этому танцоров. В результате получается очень динамичная и чувственная композиция, сочетающая танец и струнную музыку.
В различных областях Хорватии есть свои особенности игры на лижерике. В каждой деревушке есть свой стиль, связанный с историческим развитием, отличающий ее исполнение от других деревень. Кроме того, в такую игру каждый мастер вкладывает что-то свое, индивидуальное и неповторимое.
Рейтинг:


 
    
(c) 2010-2016 melma.ru
Связаться с нами