Что мы сегодня понимаем под словом «культура»? С одной стороны существуют академические определения этого термина, более узкие и более обобщающие, созданные разными людьми в разное время и охватывающие разные аспекты тех или иных проявлений деятельности человека. Одним словом, на Земле было, есть и будет много людей, желающих сказать свое слово и добавить свою лепту в формирование понятия «культура». С другой стороны есть огромная масса людей, так или иначе, не связанных с процессом анализа культуры как таковой, но каждый день создающие эту самую культуру собственным существованием, действиями, вкусами, языком, предпочтениями, эмоциями, воспоминаниями, традициями и так далее. То есть, существуют носители культуры, которые собственно ее и творят, исходя, в большинстве случаев, из традиций и мировоззрения своих предков и окружающих людей.
И вот на каком-то из временных отрезков сходятся и одни люди – академики и ученые, и другие – носители культуры в одном месте. И тогда происходит то, что мы называем наукой, а именно изучение, анализ, обобщения, систематизация, фиксация, каталогизация и расстановка всего на «свои» места с тем, чтобы в любой момент использовать то или иное знание в целях последующего изучения. Хорошо, когда обе группы этих людей непосредственно встречаются, общаются, формирует единое общее зрение, уточняя нюансы и корректируя неточности. Но что получается в том случае, когда одна из сторон не присутствует на таком «совете»?
В результате имеем именно такую ситуацию, которая сложилась в Южной Америке. Вопросы культуры на этом континенте изучается носителями абсолютно другой, далеко не дружественной цивилизации, при этом анализируются действия и существование людей, ушедших в могилу многие тысячи лет назад, а прах их потомков, хранивших в своих головах и сердцах элементы культуры, уже больше чем пять столетий питает растительность материка. Но давайте мы абстрагируемся от таких грустных размышлений и пойдем этим единственным путем, пока что доступным обычному человеку. Попробуем увидеть проблему культуры Южной Америки не изнутри, что было бы, по крайней мере, честно, а посмотрим на нее со стороны, как в кино. Возьмем лишь то, что нам нужно, и отбросим то, что нам не интересно или то, что нас не устраивает. Мы ведь можем это, не так ли? Что нам стоит не заметить какие мелкие несоответствия? Намного ведь проще поверить в то, что мы сами придумали?
Допустим, изучить историю давно забытых и погребенных под тоннами грунта народов и цивилизаций можно, конечно, в контексте исключительно поставленных задач. Ну, например, 5 000 лет назад построено то или иное строение или 300? Мы ведь можем? Можем.… Есть хорошие приборы, которые с точностью в 50-100 лет могут определить возраст объектов, содержащих в себе углерод, например, или кремний, или какие-то радиоактивные металлы. То есть, есть объективные данные, на которые можно опираться. Ну а есть домысли, основывающиеся на обобщениях, интерпретациях и экстраполяциях. Вот о них мы сегодня и поговорим.
Некогда, давным-давно, в Южной Америке проживало великое множество разнообразных племен, народов и целых цивилизаций, которые успешно почили с миром, не дождавшись нас со своими приборами и аналитическими способностями. Так вот, представители всех этих групп людей, объединенных общей территорией, жизненными целями, способом жизни и приблизительно одинаковым временем проживания, имели свои особенности, отличающие их от других групп людей. Именно весь сонм таких отличий и можно описать понятием «культура».
Обратимся к началу любых размышлений – к официальной историографии, которая направит нас в нужном направлении.
В распоряжении официальной науки есть определенный шаблон – градация, так сказать, уровня развития того или иного народа (цивилизации, культуры), соответствующая определенному временному периоду. Так вот, давайте изучим его внимательнее. Итак, 7 000 лет назад наступил так называемый неолит – время, когда по представлениям современной науки появился человек, способный не просто ковырять палкой в грунте, а и заточить ближайшим камнем эту палку, что ковырнуть поглубже. То есть, человек начинает «мыслить» прагматично, постепенно переходя от кочевого образа жизни к оседлому, а охоту и сбор диких растений, заменяя скотоводством и выращиванием тех самых растений. Важно отметить, что инструменты, которыми ученый наделяет человека, жившего в 5 000 году до н.э., валяются у него исключительно под ногами, растут на дереве, бегают по земле или плавают в воде. Все, чем пользуется человек неолита – ему дает природа.
Два важнейшие ключевые параметры, на которых строится вся история человечества в «доисторический» период – это глина и еще раз глина. Первая – обычная, красная или белая, а вторая – болотная. Первую человек семитысячелетней давности научился использовать для того, чтобы сделать себе посуду, переходя постепенно к использованию глины во все более обширных областях хозяйства. Вторую глину - болотную, человек неолита оплавил, изжарил, выщелочил (случайно) и получил из нее какой-никакой, но первый металл. Что было ранее 5 000 года до н.э. вообще страшно себе представить. Правда, у ученых есть небольшая оговорка, что на определенных территориях о глине уже узнали за 10 000 лет до Христа.
Так вот, после неолита наступил век металла – меди, обозначив целую эпоху буйства и варварства под названием «бронзовый век», которое продолжалось до 800 года до н.э. После этого – век железа – то есть известная нам история, культура, традиции и все остальное. Смешно сказать, но за 4000 лет человечество научилось превращать болото в железо, железо в мечи, мечи в орудия труда. За это же время эти же люди успели из глины изготовить керамику (обжечь глину) и вылепить из нее много разной посуды, а также огромное количество статуэток, неизвестного предназначения. Спросите ученого человека, зачем людям из медного века глиняные статуэтки. Поверьте, вы точно узнаете правильный ответ. Не поверите, но культура «доисторического» периода, да и «исторического» тоже – это, по сути, история превращения глины и металла в поделки, обмен этими поделками и усовершенствование технологии изготовления этих поделок. Два вида глины – это колос, на котором держится вся культура всего человечества, если следовать официальной позиции. Поистине, колос на глиняных ногах. К сожалению, Южная Америка ничем от остального мира в этом плане не отличается, что уже вызывает сомнения относительно корректности того, что сообщают ученые мужи.
Черепки, черепки и еще раз черепки.… Сколько тысяч тонн их собрали ученые по всему миру, выискивая по крупицам фрагменты керамики, выкапывая их из-под десятков метров земли, вылавливая на дне морей, рек, озер и океанов, выковыривая из стен современных домов, отыскивая среди пустынных земель и песков? Пожалуй, из этих «драгоценных» артефактов можно было бы еще одну Великую Китайскую стену построить, развалить, а потом еще раз построить. Но ученые усердно копают дальше, выискивая и выискивая. К счастью, на южноамериканском континенте золота было больше чем глины, поэтому культура аборигенов материка менее запечатлена в керамических изделиях, нежели в золотых или каменных. Но о камнях мы поговорим позже. Многие культуры, существовавшие в Южной Америке, с глиной работали редко. Это связано с тем, что камень был для них более доступным и знакомым материалом, хотя жители пустынь и горных плато, как, например, представители культуры Мочика, все же использовали изделия из глины в качестве облицовки стен зданий. Ученые накопали, что чаще всего глину использовала цивилизация Чавин, как и «нормальные» народы Европы и Азии. В случае чавинцев популярной была керамическая посуда с разноцветным (хотя часто и белым) орнаментом, что как раз подходит под стандартную модель, так как время их существования выпадает на конец бронзового века. Не поскупилась культура Чавин и на любимые европейским ученым глиняные статуэтки, которые в большом количестве были найдены в погребениях внутри чавинских храмов, а также возле них.
Но есть маленькие нестыковки.… Была глина, глина, глина, а потом раз – и филигранные золотые изделия с чеканкой, штамповкой, резкой из тонких золотых листов. И это лет эдак за 200-300! Без длительных переходов через медь, бронзу, железо и т.д. А ведь золото не так-то легко обрабатывать, и без специальных технологий ничего не получится. Ну хотя бы потому, что температура плавления золота - 1064°С, а получить из него тончайшие листы иначе, чем расплавив металл, не возможно. По крайней мере, современным технологиям такая задача не под силу.
Вот и получается, что использовать глину или керамику для того, чтобы идентифицировать культуру и судить об уровне ее роста не приходится, ну, в Южной Америке так точно. Ну конечно, ученые находили еще керамические изделия на континенте, правда, немногим севернее – в Центральной Америке. Собственно, наличие на территории современного Эквадора черепков, схожих с черепками в храмах Чавин, стало основанием для того, чтобы считать эту цивилизацию выходцами из этой местности. Просто, не правда ли? А то, что чавинцы на стенах рисовали крокодилов другим, не менее авторитетным ученым, позволило назвать прародиной этой культуры земли, находящиеся в долинах Амазонки. Тоже неплохо, согласитесь.
Но вновь возникает вопрос: есть ли смысл заниматься анализом глины, если чавинцы уже плавили металл и воевали с соседями, да так, что за некоторое время уничтожили несколько древних цивилизаций, имевших свою культуру. Да, кстати, третья версия высокая культура и технологии Чавин – это все то, что представители этого народа отобрали у соседей. Но даже если верить официальной историографии, то на пальцах одной руки можно пересчитать случаи, чтобы варвары хоть как-то культурно «выросли», захватив знания, технологии, быт, религию – в общем, культуру своих соседей, превышающей их собственную на порядок. В большинстве случаев все заканчивалось плачевно и для одних, и для других.
Не верится, что одни народы истребляли другие цивилизации для того, чтобы отобрать у них технологию производства глиняной посуда, а если и истребляли в принципе, то на любые технологии им должно было бы наплевать. Но странно получилось, что практически одни чавинцы пользовались глиной, хотя еще культура Уари также изготовляла разные безделушки из этого материала. Конечно, вся Европа по черепкам изучена, но на этом, пожалуй, о глине завершим повествование.
Остаются металлы, драгоценные в том числе. Известно, что современная Европа металл познала не так давно, как, например, азиаты. Есть прямые доказательства тому, что в Китае с железом уже работали долго и серьезнее, получая из него углеродистую сталь, в то время как европейцы – светочи современной цивилизации – еще ловили зайцев по лесам и долам. Знали железо и могли его получать в достаточных масштабах и вавилоняне, и египтяне, и ассирийцы, и те же китайцы. Но Южная Америка железо познала поздно, очень поздно для себя. Впервые она с ним столкнулась, когда железные мечи уже впились в сердца ее жителей, ее детей. Впервые Южная Америка узнала, что такое сталь, когда багряные реки крови стали конкурентами горным ручьям. Да, впервые о железе народы южноамериканского континента узнали, когда встретились с европейскими «цивилизаторами».
Так какие материалы использовали южноамериканские аборигены в своей жизни? Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно понять, как именно те или иные материалы могут стать элементом анализа культуры. Ну, например, вспомним еще раз о керамике и глине. Что мы можем сказать о людях, использующих изделия из керамики в качестве основного материала, доступного для поделок. Ну, во-первых, они мелочны по своему менталитету, отдают предпочтение семейному быту, привязываясь к своим безделушкам, а то, что им недоступно – делают культом, а потом оружием. В данном случае имеется в виду металл. Такие европейцы, такие азиаты, что-то есть такого у аборигенов Северной Америки и Северной Африки.
Но совсем не такие южноамериканские жители, совсем не такие аборигены Центральной Америки. У них исключительно другое миропонимание. Материалы, которые используют эти люди, символизируют общность, сплоченность, закаляют такие характеристики человеческой души как сила, мужество, стойкость, гордость, непоколебимость. Эти материалы – камень и драгоценные металлы. Практически вся без исключений культура жителей Южной Америки зафиксирована в камне – материале, жестком, твердом, неподатном. И чтобы обработать такой материал, необходимо иметь сильный характер, волю и желание работать, трудиться, потом и кровью зарабатывать тот результат, который нужен. Культурное отличие европейцев от аборигенов Южной Америки в том состоит, что жители Старого Света лепили что-то из подножного материала, создавали мелочи и безделушки из глины, поклоняясь тому, что создали, тогда как южноамериканские индейцы вершили объекты для поклонения из камня. Они строили величественные сооружения и не разменивались на мелочь. Они воспитывали дух, а не баловали свое тело.
Роль драгоценных металлов в жизни и европейцев, и индейцев Южной Америки - уникальна. Но первые создали из них культ, в частности из золота, серебра, железа (некогда этот металл был очень ценным), а вторые – использовали эти металлы в качестве элементов служения культу Своего Бога. Золото стало богом европейцев, а Бог индейцев – человек. Недаром инки приняли Писарро за возвратившегося бога Виракоча, встретив его не просто дружелюбно, а с почестями. Но чем все это обернулось, мы уже и так знаем.
Что говорит современная наука по этому поводу – известно. Все дело в том, заключает она, что климатические и геологические условия Южной Америки стали причиной такого различия в развитии. В Европе не было ни золота, ни такого обилия камней, с которых можно творить. Европа – эта леса, степи и болота, с небольшим количеством горных массивов, на которых проживали дикари, и которые очень медленно поддавались воздействию цивилизации. Европа не имела ничего ценного, но под ногами находились миллионы тонн глины и песка (как и в Азии, собственно), из которых коренные жители создавали хоть что-то.
Южная Америка, продолжает современная историография, дала жизнь многим цивилизациям, колыбелью которых стали Андские горы, а они, как известны, относятся к молодым тектоническим образованиям, то есть высокие, непокрытые лесами и в своих недрах имеют огромные запасы драгоценных металлов – золота, серебра, меди. Значит, это материалы, которыми и могли манипулировать индейцы, за неимением других. Отсюда и разница, отсюда и различие культур. И все, на этом объяснения историографии исчерпываются. И что из этого следует?
Но давайте, и мы еще немного продолжим выводы и обобщения, за которые ученые не хотят браться. Первый вывод, казалось бы, мелочен, но насколько огромно его значение можно понять, хорошенько вдумавшись. Этот вывод таков: культурные ценности, созданные европейцами, по большому счету носили частный характер, то есть могли кому-то принадлежать. Но если у кого-то есть что-то, то найдутся желающие это что-то отобрать. А вот отсюда и вытекает вся меркантильность, мелочность и «шкурность» менталитета европейцев. В то время как индейцы Южной Америки кардинально отличаются от жителей Старого Света. Собственность, как знамя современности была чужда индейцам в том смысле, что никакого священного права на нее не существовало, а значит, не было и цели ее присваивать. Открытым остается вопрос: зачем тогда войны, если материальные ценности не являлись их целью? Но вся шутка в том, что этот вопрос открыт исключительно для европейцев, которые мыслят исключительно своими категориями. Таких вопросов существует множество, но отвечать на них никто не собирается. Да и зачем? Ведь можно дать шаблонный ответ, который-то и опровергнуть некому.
Золото и камень. Эти два компонента, как нельзя более характеризируют душу индейца, его культуру, его желания, его возможности. Не способна современная культура воспроизвести такие операции по обработке камня, какие делали древние жители Тиуанако, например. Неважно, кто именно были те люди, создававшие свои шедевры монументального искусства в Тиуанако – обычное племя, просветленное действием какого-то наркотического растения, каста избранных жрецов, передававших свои знания из поколения в поколение, или представители более древних, никому не известных сегодня цивилизаций. Важно то, что южноамериканские индейцы – непосредственно связаны со всей этой культурой, как и европейцы или жители Ближнего Востока с черепками.
Жители Южной Америки научились обрабатывать то, что дает им природа намного искуснее и ловчее, чем европейцы, сами создававшие некий «эрзац», являющийся символом даже современной эпохи. В действиях европейца сегодня присутствует желание смешать что-то с чем-то и получить нечто, похожее на что-то. В результате этого получается смесь, «эрзац», пародия на исходящие материалы. В то время индейцы превращали нечто – камень, во все, что можно было использовать, но использовать не для тела, а для души. А это дает возможность группироваться, жить сообща, при этом оставаясь на лоне природы.
Но исследовать все это невозможно, если исходить из «черепкового» мышления современной историографии, во главе которой стоит Европа. Проныры-ученые из европейских университетов анализируют и систематизируют все исключительно по образцу, получая очередной «эрзац» - смесь вымысла, фантазии и бредней с европейским способом мышления и таким же шаблоном представления о цивилизации.
Так что мы имеем в конечном итоге? Во-первых, культура индейцев Южной Америки богата во всех отношениях, в том числе и меркантильных. Во-вторых, она кардинально отличается от культуры европейцев, из-за чего невозможно понять истинных мотивов и проявления культуры южноамериканского континента. В-третьих, необходимо еще определить, сумела ли глина и железо победить камень и золота, хотя эту мысль нам беспощадно навязывают.