Струнная арфа появились много тысячелетий назад, вот только прижилась не у всех народов. Кельты буквально боготворили этот музыкальный инструмент, отождествляя звучание арфы с единственными звуками, которые могли раздаваться на пирах богов. Арфа была инструментов бардов и друидов. Умение играть на арфе почитать порой выше, чем воинское искусство. Махать мечом в то время мог каждый, а вот перебирать струны – единицы.
Легенда о появлении арфы на свет
Изобретение арфы описывает древняя легенда: натягивая тетиву своего лука, один из охотников заметил, что при касании пальцами она издает нежный мелодичный звук. Эффект понравился, тогда охотник, в душе которого, видимо, пропадал либо изобретатель, либо музыкант, натянул на лук параллельно еще одну тетиву и смог сыграть простейшую мелодию. Если опустить из внимания тот факт, что луки были созданы одновременной с арфой, история выглядит очень заманчиво и правдоподобно. Но история вообще вещь нестабильная, правда, переписывать ее, порой, забывают. Так изобретение лука и арфы до сих пор приписывается египтянам, хотя уже несколько десятилетий назад ученые открыли, что лук был придуман как минимум шумерами лет за пятьсот или даже больше до того, как он появился в Египте. Но в учебниках данный факт до сих пор не фигурирует, поэтому не удивительно, что появление арфы до сих пор объясняется с помощью египетского мифа. Но в любом случае древнейшие арфы по своему внешнему виду действительно очень напоминали лук с натянутой тетивой.
Кельтские арфисты в быту и в мифах
Прошли века, пока модернизированная арфа дошла до Европы и попала в руки кельтам. И вот там арфа действительно нашла своих основных почитателей в лице ирландских арфистов и бардов.
Следуя кельтской мифологии, арфа появилась именно на их родине благодаря стараниям бога Дагды, который использовал этот музыкальный инструмент, чтобы менять времена года. Его Золотая арфа играет три священные мелодии. Эти мелодии заставляли плакать, смеяться, замирать в оцепенении, приводили в состояние гармонии и равновесия, очищали душу и возносили ее при жизни к самым небесам. Первая мелодия Золотой арфы вызывала умиление и легкую грусть. Вторая наполняла душу покоем и вызывала целительный сон, заживляющий душевные раны. Третья дарила радость и вызывала чувство веры и надежды, надежды на новую радость и на возвращение весны.
Звуки священной арфы сопровождали и тех, кто покидал эту землю и отправлялся на чудесный остров. Поэтому многие герои мечтали, чтобы их погребли вместе с арфой, дабы в Ином мире их сопровождала одна радость и блаженство.
Простая арфа украшала пояса бардов, арфы изготавливали из серебра и в редких случаях украшали драгоценными камнями. Арфисты прославляли героев и вдохновляли кельтов на новые подвиги в ратных делах. Все сказания и саги исполнялись только под аккомпанемент арфы. Отличие кельтской игры на арфе от классических методов в том, что кельты играли на ней ногтями, тогда как музыканты остальных цивилизаций предпочитали играть подушечками пальцев. Лишь спустя века арфа стала принадлежностью аристократического слоя. Тогда же она обзавелась бронзовыми и латунными струнами.