И по сегодняшний день точно неизвестно, что происходило в доисторические (или же в доиспанские) времена на территории Южной Америки. Первые письменные сведения об этом периоде истории континента были составлены первыми европейскими колонизаторами на основе слов местного населения, которое, правду говоря, плохо понимало испанский язык. К слову сказать, особыми лингвистическими познаниями языковой группы пукина или кечуа прибывшие с Европы завоеватели также не отличались. Вот и получилось, что передавали информацию друг другу покоренный и покоряющий народы не совсем корректно и объективно. Что из этого получилось? Да практически ничего хорошего.
Не имея письменных источников, оставленных изучаемыми народами или их современниками, или каким-нибудь другим образом полученных достоверных данных о делах давно минувших дней, современные ученые пытаются найти способы связать воедино имеющиеся у них факты с помощью собственных теорий и гипотез. Наиболее подходящие из них становятся классическими и перекочевывают в учебники в качестве официальной историографии. Другие версии либо забываются и остаются в безызвестности, либо подхватываются оппонентами и разрастаются вглубь и ширь, обзаводясь различными непроверенными и необоснованно предполагаемыми фактами, деталями, подробностями и объяснениями. На фоне такого диссонанса мыслей и случился раскол официальной историографии с околонаучной деятельностью, каждая из которых предала свою конкурентку анафеме.
А ведь по-другому и быть не могло. Официальная наука, очень неповоротлива и крайне структурированная, не в состоянии воспринимать в себя все имеющиеся, вырванные из контекста истории Южной Америки факты. Имея свойство накопляться, отвергнутые или проигнорированные данные, не поддерживающие официальную историческую линию, однажды выделились в отдельную группу, постепенно выстроившись в альтернативную гипотезу. Ведь каждый отброшенный из одной версии факт принимается противоположной версией, усиливая последнюю и ослабляя первую. Именно так происходит и с историей Южной Америки, в частности с необъяснимыми на сегодняшний день феноменами высокоразвитой технократической цивилизации, именуемой Тиуанако, имеющей похожие на нее по уровню развития культуры.
Недалеко от одного из самых загадочных озер в мире, расположенного на высоте немногим менее 4 000 метров, а именно на восточном побережье озера Титикака, находятся развалины одного из самых спорных, самых загадочных и самых необычных городов планеты Земля – города Тиуанако. Так говорят люди, знающие значительно больше об этих остатках городища, чем обычные обыватели. Так говорят туристы, посетившие эти места. Так говорят представители туристических компаний, зазывающие сюда сотни тысяч туристов в год. Да и действительно, этот некогда могущественный город существенно отличается от всего того, что можно назвать классическими руинами. В Тиуанако собственно руин то и нет, ну разве что если называть таковыми рассыпавшиеся от толчков землетрясений многотонные каменные блоки, то там и сям хаотически лежащие на сочной и зеленой траве. Нет, в классическом понимании обывателя этот город нельзя назвать руиной.
Но странное дело, современная историческая наука твердо называет все, что сегодня представляет собой Тиуанако «руинами», «останками», «следами» и так далее. Почему? А потому, что в их версии истории Южной Америки город «умер» уже почти как 800 лет назад, значит ничем другим, кроме развалин, он считаться не может. Но беда в том, что на смех всем исследователем, каменные блоки, плиты, колонны, врата, вытесанные из гранита, песчаника, базальта и андезита знай, стоят себе так, как их некогда поставили. А в руины все это превратится тогда, когда камень рассыплется в песок, что произойдет совсем еще не скоро.
Но вернемся все к той же истории. Историки, в буквальном смысле этого слова раскопали, что Тиуанако основан в 1500-ом году до н.э., то есть более 3 500 лет назад. Основателями города принято считать обычных индейцев Южной Америки, расселившихся по этому континенту в большом количестве, которые пришли на эти земли с Северной Америки, а позже и с Центральной. Поселившись высоко в горах, эти племена каким-то образом объединились и основали государство Пукина, столицей которого и стал Тиуанако. Основным занятием этих людей, по утверждению ученых, было земледелие. Важную роль в процветании этого государства вообще и города в частности было наличие рядом огромного резервуара с водой – озера Титикака, считающегося пресным. В современной историографии сегодня принято термином «пукина» обозначать группу языков древней Южной Америки, на которой разговаривала часть ее жителей, проживающая в горных регионах Анд, на территории современных Перу, Боливии и Еквадора. А вот слово «Тиуанако» получило более широкое значение, объединив в себе целый исторический пласт – культуру государства Пукина, или же цивилизацию Тиуанако.
Пик величия государства Пукина приходится на конец первого тысячелетия н.э., когда под властью местного правителя оказались обширные территории от Андского нагорья и до берегов Тихого океана. Эта власть была получена с помощью торговли и натурального обмена продуктов, а также благодаря развитию дипломатии, гласит официальная наука. Так ли это было на самом деле неизвестно, потому что никаких прямых подтверждений этому нет. Ясно лишь то, что буквально на протяжении 100-150 лет огромная территория, на которой сейчас расположена часть Перу, Боливии и Чили, очутилась вод влиянием Тиуанако.
Примечательно, что ничего современная наука не говорит о причинах прогресса индейцев и их желании объединяться с другими народами. Если поставить вопрос прямо и спросить, зачем властям Тиуанако понадобились лишние рты для кормежки, то ответа очевидного не последует. Не ясно, что страна землепашцев и хлеборобов могла получить от более бедных и менее развитых племен, кроме рабочей силы. А если эта рабочая сила бралась на добровольных основаниях, то какая для этого была причина? Обычная логика, не чуждая и индейцам Южной Америки 1-го тысячелетия, в этом случае просто не работает.
Мы остановились на том, что огромная площадь континента вместе с ее населением присоединился к Тиуанако. Никакой агрессии и боевых действий со стороны правления народа, объединяющего вокруг себя другие племена, не было. Благодаря произведенным манипуляциям создалась огромная страна, где город Тиуанако стал центром экономического, культурного и религиозного развития.
Все это хорошо, все это красиво. Большинство изложенных выше доводов сделаны учеными на основании кусочков битой черепицы и рисунков на камешках, найденных на разной глубине в тех или иных местах. Судя по этим же «артефактам», постройку монументальных каменных сооружений, в которых индейцы справляли свои религиозные потребности, начали строить из-за возрастающего престижа города, дабы сделать его еще более привлекательной в смысле религии. Другими словами это означает, что элита Тиуанако желала подчинить полудикие народы, уже присоединенные, величием сооружений.
Размышляя обо всем этом, смотришь на стотонные блоки, расположенные в виде треугольника, поддерживающего не менее массивную плиту, обработанную с филигранной точностью, и думаешь, какие цели преследовали создатели всего этого. Неужели главным предназначением всего этого величия, воспроизвести которое и сегодня не в силах лучшие инженеры мира и их приспособления, было запугивание дикарей? А камни знай, стоят себе.… За тысячи лет, которые они простояли рядом, в стык между камнями одной стены и лезвие от ножа не вставишь, с такой точностью блоки подогнаны один к другому.
Как жаль, что камни не умеют говорить. Такие мысли все чаще посещают современного человека, бродящего среди каменных галерей высотой в несколько метров и сделанных из материала, которого по близости в горах не встретишь. Как жаль, что камни не умеют говорить, иначе бы они рассказали, как, кто и зачем их сюда доставлял, с такой дотошной скрупулезностью обрабатывал и устанавливал в виде величественных храмов и других зданий. Но камни молчат, показывая тем самим единственный путь решения поставленных задач, а именно анализ самих камней и других артефактов, найденных среди опустевшего города…
Современные ученые говорят, что причиной падения ранее величественного города стал климат и агрессия соседей. Приблизительно в 800-900 годах н.э. активизировались многие племена, проживающие рядом с границами государства Тиуанако. Согласно официальной версии, эти активные и агрессивные народы начали свою экспансию на мирных земледельцев (ну и заодно неплохих зодчих). За некоторое время, не более чем за 300 лет, население государства Тиуанако было либо рассеяно, либо истреблено, либо ассимилировано агрессивными варварами, а в 1180 элита страны и жители столицы ушли из города в неизвестном направлении, либо же были убиты своими врагами.
Конечно, сразу же возникает вопрос, какая это могущественная цивилизация поставила на колени Империю (так принято называть форму государственности Тиуанако начиная с 700-го года) Тиуанако. А довольно простой и нехитрый ответ на него явно оставляет определенные основания для раздумий, потому что согласно официальной историографии, государство Пукина уничтожила цивилизация Аймара – полудикая культура земледельцев, создавшая несколько похожих на ранние государства структур, расположенных на территории вдоль побережья Тихого океана. Итак, одни земледельцы стерли с лица земли других земледельцев, на голову превосходивших своих завоевателей во всех аспектах жизни. Эта история выглядит настолько неправдоподобно, что даже аналогия с Римской Империей и германцами не вселяет никакого доверия. Но, тем не менее, официальная история именно так и заявляет.
Еще говорят исследователи о том, что перед завоеванием Тиуанако их земли подверглись страшному опустошению, причиной которого стала засуха. Пожалуй, это действительно могло ослабить Империю, но не понятно, почему это явление не ослабило и врагов Тиуанако. С другой стороны остается без ответа вопрос, как засуха могла повлиять на жизнь в самом городе Тиуанако, расположенном возле огромнейшего озера, не пересыхавшего еще никогда. Опять же, оставим все эти нестыковки на совести ученых и официальных летописцев, и обратим еще раз свое внимание на Империю Инков, никаким образом не связанную с культурой Тиуанако, кроме как мифологией более поздней цивилизации. Очень интересную информацию сообщают нам легенды, согласно которым первые правители Империи Инков, основавшие столицу Куско, пришли именно с города Тиуанако. При этом пришедшие властители были объявлены богами, и, наверное, сделано было это не просто так. Согласно этим никак не подтвержденным данным, боги основали столицу около 1200 года, то есть через 20 лет после исчезновения жителей города Тиуанако. Их божественность подтверждалась многими аспектами, но более важным для нас является то, что основатели Империи Инков за несколько лет создали могущественное государство, ставшее величайшим объединением народов Южной Америки всех времен.
И вот возникает парадокс - кому верить: историографии или мифологии Инков, не отрицаемой, но и не воспринимаемой всерьез официальной историей. Сегодня огромное количество независимых исследователей возводят корни Империи Инков к неземным цивилизациям, не имея возможности объяснить многие феномены, не подходящие под прокрустово ложе историографии. Еще одним элементом достаточно стройной череды загадок и необъяснимых фактов является город Тиуанако, действительно, одно из наиболее таинственных мест на земле, созданных, будем надеяться, руками человека. Здравый смысл подсказывает, что нужно больше искать, изучать и анализировать, а не строить догадки на основе разносторонних фактов, связанных только в умах одиозных ученых. Тот же смысл твердит, что ранее на земле были цивилизации, обладавшие знаниями такого уровня, к которым стремиться ныне существующая мега цивилизация. Возможно, в скором времени человечество найдет ответы хотя бы на часть вопросов, которые ставятся сегодня перед предками индейцев Южной Америки. По крайней мере, хочется в это верить!