melma.ru
Главная » Этника » Индейцы южной Америки » Культура Чибча: наравне с Европой или космическое мироощущение

Культура Чибча: наравне с Европой или космическое мироощущение

Культура Чибча: наравне с Европой или космическое мироощущение

История имеет свойство повторяться.… Эти хрестоматийные слова подразумевают одну важную характеристику истории человечества в том смысле, что ничто не ново на этой Земле, и что когда-нибудь кто-нибудь повторит, скажет, сделает или создаст то, что уже некогда было под этой Луной. Казалось бы, простая истина тем и проста, что под нее можно подобрать любые аргументы, любые аналогии или любые примеры, а опровергнуть ее фактически невозможно. Наверное, в этом и заключается особенность умных изречений - не быть попранными и оставаться на плаву, даже в самых неблагоприятных ситуациях. Странно, но применить эту фразу можно ко все той же мировой истории, но в совершенно другом ключе, достаточно неожиданном, на что последует лаконичная ремарка – история действительно имеет свойство повторятся. Итак, о чем же это мы? Да о культуре Чибча, проживающей на самых южных землях Южной Америки, фактически у самых пределов Мезоамерики, во времена, когда Европа стонала под ярмом феодального мироустройства, когда Европа жила во мраке Средневековья, в темные времена инквизиции и крестовых походов во славу Гроба Господнего. Имеем ли мы право призывать себе на помощь фразу о повторе истории? Пожалуй, да, ведь именно эти слова странным образом и с определенной долей мистики предопределяют дальнейшую судьбу тех народов, о которых ми поведем речь – о племенах Чибча и европейцах. Но оставим это на потом, и возвратимся вглубь веков, на 500, а то и 1000 лет назад, и представим себе, каким был юг южной Америки в то время.

Горные долины, экваториальные воздушные массы, огромные количества тепла и света, живящих землю и ее обитателей, в том числе людей, поселившихся здесь в пятом столетии н.э. Эти люди, добрые, мирные и тихие по натуре, изгонялись со всех земель, где они хоть раз собирались закрепиться. Но постоянное движение многих народов и племен, более сильных, многочисленных и агрессивных, не давало возможности предаться людям обычной мирной жизни. Вспоминается все та же аналогия с Европой и тем «цивилизованным» миром, историю которых мы хорошо знаем – большие массы людей устремляются в поисках счастья в неизведанные, пустынные земли навстречу своей судьбе, отдаваясь в руки провидению и своих сильных и мудрых вождей. И все это пятый век, все это происходит в Европе и Азии. В Америке происходит тоже самое? Получается, что да.

Итак, большой путь народов Америки пролегает из Северной Америки, через перешеек в Центральной Америке вглубь Южной Америки. Люди расселяются, так как жить становится неудобно, провизии становится все меньше, а ртов – все больше. Тот народ или племя, который мы оставили, терпит несчастья за несчастьем – их скот угоняют, жен забирают в плен, мужчин и детей убивают. Остатки недобитого народа решаются на поистине смелый шаг – не вернуться назад – на Север и не пойти вперед, по протоптанной дорожке многих тысяч ног, ведущей на юг. Это племя уходит в сторону, туда, где над снежными вершинами могучих и высоких Анд гордо реют кондоры – единственные жители этих горных регионов. Эти люди предпринимают опасную попытку перехода через занесенные снегом перевалы, высокогорные тропы горных зверей и, в конце концов, отчаявшись найти пригодную для жизни землю, попадают в райский уголок – плато Восточные Кордильеры. Свои поселения они строят вдоль полноводных рек, спускающихся с горных вершин.

Обосновавшись на новом месте, индейцы развивают сельское хозяйство и особенно не спешат прогрессировать в других направлениях. У них достаточно пропитания из-за обилия тепла, влаги, плодородных земель и чистого воздуха, а соседние племена, отставшие от нашего безымянного народа, находятся на далеком расстоянии и приходят с войной очень редко. Изобилие и покой процветают на этих землях до тех пор, пока в некоторых селениях не появляются инструменты, изготовленные из металла. Уже к 1000-му году часть племен со своими городами начинает быстро прогрессировать и наращивать мышцы не только в сельском хозяйстве, но и в других, ранее неизвестных для этого народа отраслях. Вскоре и пришла самоидентификация этой пока еще протокультуры, не создающей ничего уникального, но стоящей на пути к этому. Эти люди начинают называть себя Муиска.

Первым делом начали появляться солдаты, оберегающие состояние вождя. Следующей функцией солдат стало увеличение благосостояния своего вождя путем отбора средств у собственных подчиненных, а потом уже и у соседей. Воинственность жителей этой местности сильно подогревается религией, активно создающейся в это время под запросы конкретных правителей. После того, как завершилось перераспределение материальных средств внутри небольших племенных групп Чибча, объединяющих несколько поселений, жители этих конгломераций стали элементами достаточно четко структурированной иерархии. Во главе всей пирамиды стоял правитель, который опирался на свою семью. Из этой семьи выбирались достойнейшие члены, которые возглавляли либо армию, либо «церковь» отдельного племени. Имея в своем подчинении и армию, и отряд жрецов, правитель мог управлять и оставшимся населением, усердно работавшим над улучшением благосостояния в большей мере вождя-правителя, в меньшей мере – себя и своей семьи. Таким образом, на огромнейшей территории, охватывающей большую часть современной Колумбии, к середине 13-го века сформировалось несколько достаточно сильных и независимых псевдогосударств (а точнее, племенных союзов), которые в активной форме начали выявлять свои права на господство во всем регионе. Эти люди не стремились улучшать условия жизни, они не пытались строить огромные и величественные здания. Эти индейцы, называющие себя Муиска, жили сегодняшним днем, в то время как их правители руководствовались не более дальновидными замыслами.

Города Чибча разрастались, доходы вождя росли. Пришел черед следующего этапа развития отношений между индейскими племенами, а именно – межусобици. На протяжении последних нескольких десятков лет сильные и властные лидеры племен, сумевшие создать свои маленькие, но амбициозные государства, ушли к предкам, передав свою власть своим сыновьям. Те же, не всегда обладающие качествами своих отцов, а то и попросту умирая от необъяснимых причин, сумели внести много неясности в вопросы управления городами и права первопрестольности, чем ввергли цивилизацию Чибча в феодальные войны.

Количество государств, то распадавшихся то формирующихся, все время изменялось, но с завидной периодичностью более-менее стабильно дела обстояли у двух феодальных княжеств – Факата и Тунха. В то время как некоторые государства были либо малы, либо не интересны, остальные – представляли определенный интерес для вождей-повелителей или Тунха, или Факата. Присоединив к своим фракциям многие селения, эти два уже полноценных государства начали активную войну друг против друга. К 1490-му году оба царства истощали свои силы, как только могли, устраивая кровопролитные битвы, в которых принимало участие более 100 000 человек с обеих сторон. Количество представителей Чибча на тот момент насчитывалось более 1 000 000 человек, что было в 25 раз меньше, чем население Инкской Империи.

Когда однажды оскорбленный царь Факаты решился идти и мстить Тунха за смерть предыдущего мудрого правителя страны, его ждало маленькое разочарование в виде испанских конкистадоров.… На этом, собственно, и заканчивается история цивилизации Чибча, представители которой за последующие 50-100 лет были рассеяны и ассимилированы другими культурами. Больше государственных образований эти люди не создали никогда. Столь подробная история племен, потом городов, потом государств Чибча был изложена только потому, чтобы более обстоятельно подойти к трактовке фразы, высказанной в самом начале. Напомним, что речь шла об истории, которая имеет свойство повторяться. Ранее было сказано, что эти слова актуальны применительно повторений во времени, когда одно событие обязательно передует другому, то есть что-то новое – это забытое что-то старое. Но в данном случае мы встречаемся с другим аспектом вопроса - с повторением в пространстве. Эта тема часто мусолится в более глобальных масштабах с меньшим фактическим материалом, но на примере Чибча вопрос повторения истории в пространстве более хрестоматиен и показателен. В данном случае очень примечательным является параллельность в развитии цивилизации Муиска и Европы, и чтобы показать это, так детально была расписана история Чибча или же Муиска.

В то время, как создавались европейские первые государства и Империи, создавались и государства Чибча. Период межусобных войн, в которых активное участие принимали и церковь, как государственная формация, начались во времени приблизительно одинаково, с той лишь разницей, что одни происходили в Южной Америке, а другие – в Европе. Объединения и развалы происходили до тех пор, пока не остались два-три крупных игрока на карте региона, определяющих всю геополитику. Привяжем к этому уже упоминаемое переселение народов, названное в Европе Большим, а происходившее в Америках, оставленное без названия. В целом получается картина подобия и единообразия вплоть до того, принципы построения и управления государства были схожими. Не странное ли совпадение. То, что история имеет свойство повторяться, было уже оговорено, но чтобы таким образом… Попробуем прояснить некоторые моменты, дающие возможность кое-что прояснить. Во-первых, история и Европы, и Южной Америки составлялась одними и теми же людьми, то есть европейцами либо американцами, вышедшими из одной – европейской цивилизации. Возможно, что пытаясь воссоздать историю Южной Америки неизвестной доселе, ученые использовали принцип аналогии, приписывая индейцам свойства европейцев. То есть, имея пробел в том или ином вопросе, исследователи додумывали или точнее логически интерпретировали возможные варианты событий, выбирая для своего удобства наиболее оптимальный. Таким образом, имея несколько пятен или пробелов, а ведь известно, что южноамериканские цивилизации не оставляли письменных источников, могла возникнуть абсолютно любая историческая концепция на базе нескольких выкопанных артефактов, удовлетворяющая европейский мозг, мыслящий известными категориями. Вот и получилось, что история индейцев Южной Америки, к примеру, Чибча, с благими намерениями ее узнать и правильно истолковать, стала лишь фантазией историков.

Во-вторых, если истолковано все было правильно, и именно таким образом происходило развитие тех же Муиска, тогда не понятно, почему их история отличается определенным образом от истории других южноамериканских индейцев, допустим, тех же инков. Почему одни племена прошли серьезную техническую и духовную подготовку на протяжении столетий, создали большое количество монументальных сооружений, утвердили свою власть над громадной территорией, завоевали другие народы и цивилизации, в конце концов, умерев непобежденными? Ну и почему Чибча так существенно отличались от Инков, будучи при этом больше похожими на европейцев. На фоне Империи Инков Муиска просто блекнут, превращаясь в обычных мелких туземцев, живущих в каменном веке, чем напоминают Европу своего времени. Тогда кто такие Инки? Почему они похожи не на Чибча, а на Шумеров, Египтян, Майя? Но не на хлеборобов и гончаров, а на строителей пирамид, знатоков космоса, владельцев хитромудрых секретов и технологий. Похоже, Чибча и были обычными индейцами, в то время как Инки были особенными, необычными. Именно такие размышления и роятся в голове исследователей, не признающих официальную историю.

В-третьих, странная взаимосвязь народов разных континентов очень заманчива построением различных гипотез и предположений, основанных на нескольких фактах. Одной из таких версий может служить то, что народы Европы и Чибча, как и некоторые другие культуры Центральной, Северной, а может и Южной Америк, были связаны между собой, ну, например, морским сообщением. Гипотетический обмен культурой мог повлиять на некую синхронность действий, но на такое совпадение вряд ли способен. Мысль о том, что отсталость в развитии для большинства культур вызвана схожими благоприятными климатическими условиями не действует, так как согласно этой версии, некоторые народы Африки, проживающие в жаркой Сахаре, должны были бы стать сверхдержавами и давно править всем миром. Непонятно, почему имела место локальная активность культур – Инки, Майя, Древний Египет, Шумер, в то время как остальные цивилизации стояли на шаг ниже в развитии, но стояли они рядом, на одной ступени, будучи при этом разделенными тысячами километров океана и суходола.

Все это вызывает определенную полемику, которую можно свести к теории внеземного участия в судьбе развития человечества на Земле. Вся простота и легкость восприятия такой мысли обязана тому, что синхронность одних социокультурных процессов на планете и нарочитая асинхронность других – пугающе контрастна и последовательна, оставаясь при этом данностью, а не следствием. Причины, которые могли повлиять на такую динамику развития цивилизации и в Европе, и а Азии, и в Америке, не лежат на поверхности, что рождает желание искать эти самые причины вне пределов человеческого понимания.

Скорее всего, человечество пока еще не научилось отделять мифы от реальности, поэтому не может воссоздать объективных вещей, основываясь на косвенных доказательствах. Есть много примеров того, как не стоит трактовать историю, и цивилизация Чибча – еще одно тому подтверждение. Очень вероятно, что в описываемое время и на указанных территориях происходили совсем другие события, чем те, которые сегодня являются их интерпретацией. Но дело не в том, что кто-то ошибается, дело в том, что надо искать. А для того, чтобы делать правильные выводы, стоит определиться в том, какие вопросы ставятся перед историей. Если главная ее задача рассказать, что было – тогда достаточно и мифов, и сказок, и басен, и любой другой псевдоистории. А если с помощью прошлого хочется понять какие-то общие законы, чтобы судить о будущем – надо копать до конца. Ну а сейчас единственное, что известно наверняка, так это то, что история имеет свойство повторяться…


Рейтинг:
 (голосов: 8)



Метки: индейцы, чибча



  • Информация
  • Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.
 
    
(c) 2010-2017 melma.ru
Связаться с нами