melma.ru

Социальное обустройство общества Инков

Общество инков

Как известно, Империя Инков взяла свое начало с одного из высокогорных племен, проживавших вблизи озера Титикака, предположительно, в местности, известной сегодня под названием Тиуанако. Само племя инков было небольшим, по подсчетам историкам, население его составляло не более 100 000 человек. Именно эти люди и стали во главе основанной предводителями инков Империи, общая численность жителей которой составила не менее 10 миллионов человек. Первые завоевания соседних племен происходили с использованием физической силы и военной тактики, в которой инки достигли небывалых высот. Четкая иерархическая система племени позволяла наиболее отличившимся в войне солдатам занимать более высокое положение в инкском обществе, что со временем трансформировалось в участие в распределении доходов от результатов труда жителей покоренных земель. Таким образом, первые походы инков против соседей позволили им захватить рабочее население, стать в главе этого населения и собирать с него подати в виде продуктов натурального производства, живой силы, служившей в качестве солдат регулярной инкской армии, а также интеллектуального и организаторского труда элиты покоренных народов, переходивших на службу Империи. Правильно продуманная политика позволила очень умело использовать все эти ресурсы на благо всего общества. Для управления захваченной территорией в наиболее располагающей для этого местности строился имперский город, в котором находилось управление провинцией. Там же находились и все остальные важные рычаги влияния на протекание жизненных процессов присоединенной к Империи земли. Возглавляли эти провинции либо представителя народа инков, либо элита ранее покоренных народов. Наибольшее расширение Империи Инков было проведено во времена первого императора инков – Пачакути, захватившего земли, в 20 раз превосходившие по площади территорию его собственного народа инков.

Так, инки отнимали не более трети продуктов, выращенных или произведенных крестьянами захваченных племен. В имперском городе создавались хранилища запасов этих продуктов, для которых были продуманы логитстические пути их транспортировки в необходимые районы Империи. Очень важным во внутренней политике инков было переселение больших масс индейцев с одних завоеванных территорий в другие, благодаря чему создавались анклавы разных племен на территории других народов, которые уже не могли становиться на путь сопротивления инкской экспансии. Отнимаемые у населения подати шли на обеспечение огромного числа администраторов, занимавшихся внутренними вопросами организации общественной жизни. Инки создали собственную систему передачи информации по всей Империи, в состав которой входили молодые люди, специальным образом для этого обученные. В каждом большом и малом селении находились «почтовые» представители, перемещавшиеся пешком от одного населенного пункта в другой, передавая информацию своим коллегам в соседних селениях. Так, необходимая весть за 3-5 дней передавалась на расстояние 300-400 километров, то есть из одного конца империи в другой любые вести передавались на протяжении 10 дней. Даже развитая во всех отношениях Европа не могла похвастаться таким достижением...

Рейтинг:


Империя Инков: Дети Солнца и слезы Луны

Империя инков

С незапамятных времен на нашей планете рождаются цивилизации, которые проходят все классические этапы своего формирования, роста, величия, заката и последующей смерти. Многие из таких цивилизаций сегодня являются для нас материалом, благодаря которому мы изучаем историю человечества. Для чего это необходимо? На этой простой и ясный вопрос, к сожалению, не существует однозначного и такого же простого ответа. Принято считать, что главная цель изучения истории – избегание однажды совершенных ошибок последующими поколениями людей в будущем. Но как часто эта теоретическая реприза срабатывала в современной истории? Многих ли ошибок могло не сделать человечество, осознав ошибки своих предков?

Пять веков назад 168 представителей самых бедных слоев европейской цивилизации, проживающих в испанском захолустье, высадились на территорию современной Южной Америки, как тогда они считали, восточного побережья Индии. Цель у этих людей была одна – отыскать сказочные сокровища неизвестных туземных цивилизаций с тем, чтобы отобрать это богатство себе, а туземный народ подчинить своей воле и господствовать над ним. Во главе всего этого мероприятия стояли люди, которым не нашлось места в том обществе, в котором они родились, то есть в цивилизованной Европе. Собрав необходимую сумму денег, испанские конкистадоры, как они сами себя величали, прибыли на жалкой шхуне к одному из южноамериканских островов, находящихся в десятке миль от материка. Сегодня этот остров называется Эспаньола, в честь родины конкистадоров, а возглавил этот поход человек по имени Франсиско Писарро, чье имя проклято на века в среде аборигенов Южной Америки.

По прошествии менее пятидесяти лет ожесточенной борьбы индейцев Южной Америки, а именно жителей Империи Инков против испанских колонизаторов, одна из величайших цивилизаций Америки была уничтожена. Территория же Империи Инков вместе с уцелевшими жителями стала одной из зависимых от Испании колоний. Пятьдесят лет понадобилось кучке грязных оборванцев из Европы, чтобы завоевать государство, количество подданных которого составляло не менее десяти миллионов человек. 168 человек покорили 10 000 000 индейцев, и уже через 50 лет соотношение между испанскими и южноамериканскими жителями составляло приблизительно 50 000 человек против 5 000 000. Это значит, что за относительно небольшой промежуток времени цивилизация Европы запустила свои кровавые щупальца в девственную, доселе неизвестную «просвещенному» миру страну и ценой жизни 5 000 000 человек дала возможность существованию государству Испания. Казалось бы, свершившийся факт остается вопросом войны и любые инсинуации по этому поводу неуместны. Но позвольте, а как же уничтоженный народ?

Вот об этом народе, точнее о его культуре, об инках и созданной ими империи, мы и поговорим...

Рейтинг:


Шумерское судопроизводство

Суд в древнем Шумере. Шумерское судопроизводство

Большая часть известных шумерских судебных документов было обнаружено при раскопках знаменитого «холма табличек» в Лагаше. По предположениям ученых именно здесь, находился судебный архив, где хранились протоколы судебных процессов. Таблички, содержащие судебные записи, располагаются в определенном, установленном обычаями порядке и строго систематизированы. К ним имеется подробная «картотека» - перечень всех документов, в соответствии с датами их написания.

Огромный вклад в расшифровку судебных документов из Лагаша внесли французские ученые – археологи . Ж.-В. Шейль и Шарль Виролло , которые в самом начале 20 века первыми скопировали, опубликовали и частично перевели тексты табличек из найденного архива. Позднее, уже в середине двадцатого века, немецкий ученый Адам Фалькенштейн опубликовал несколько десятков подробных переводов судебных протоколов и приговоров и во многом благодаря этим документам мы сегодня можем достаточно точно восстановить правовые процедуры в городах-государствах Шумера.

Запись судебных решений у самых древних секретарей носила название дитилла, что в буквальном переводе означает «окончательный приговор», «завершенный судебный процесс». Все правовое и законодательное регулирование в городах-государствах Шумера находилось в руках энзи – местных правителей этих городов. Они были верховными судьями, именно они должны были вершить справедливость и следить за выполнением законов.

На практике от имени энси праведный суд осуществляла специально назначенная для этого коллегия судей, которые принимали решения согласно установившимся традициям и действующим законам. Состав суда не был постоянным. Профессиональных судей не существовало, их назначали из представителей городской знати – храмовых чиновников, префектов, морских купцов, писарей, авгуров. Судебный процесс обычно вели три судьи, хотя в некоторых случаях их могло быть один или два. Количество судей определялось социальным статусом сторон, тяжестью дела и еще рядом причин. О способах и критериях назначения судей ничего не известно, не ясно также, на какой срок назначались судьи, и оплачивался ли их труд...

Рейтинг:


Древнейший кодекс законов Шумеров

Судьба великих археологических открытий порой бывает очень интересна. В 1900г. экспедиция Пенсильванского университета обнаружила во время раскопок на месте древнего шумерского города Ниппура два сильно поврежденных фрагмента глиняной таблички с почти неразборчивым текстом. Среди других более ценных экспонатов они не привлекли особого внимания и были отправлены в Музей Древнего Востока, который находился в Стамбуле. Его хранитель Ф. Р. Краус, соединив части таблицы между собой, определил, что она содержит тексты древних законов. Краус занес артефакт в каталог Ниппурской коллекции и забыл о глиняной табличке на долгие пять десятилетий.

Лишь в 1952г. Самуэль Крамер, по подсказке все того же Крауса, вновь обратил внимание на эту таблицу, и его попытки расшифровать тексты частично увенчались успехом. Плохо сохранившаяся, вся покрытая трещинами таблица содержала копию правового кодекса основателя Третьей династии Урра, правившего в самом конце третьего тысячелетия. до н.э, - царя Ур-Намму.

В 1902г на весь мир прогремело открытие французского археолога М.Жаке, нашедшего во время раскопок в Сузах, плиту из черного диорита – более чем двухметровую стелу царя Хаммурапи с выбитым на ней сводом законов. Кодекс Ур-Намму был составлен на три с лишним столетия раньше. Таким образом, полуразрушенные таблички содержали текст самого раннего из дошедших до нас правовых кодексов.

Вполне вероятно, что первоначально он был высечен на каменной стеле, так же как и кодекс царя Хаммурапи. Но, ни она, ни даже ее современная или более поздняя копия не сохранились. Единственное, что имеется в распоряжении исследователей - это частично поврежденная глиняная табличка, поэтому восстановить полностью свод законов Ур-намму не представляется возможным. На сегодняшний день удалось расшифровать только 90 из 370 строк, из которых, по предположению ученых, состоит полный текст правового кодекса Ур-Намму.

В прологе к кодексу, говорится о том, что Ур-Намму, был избран богами в качестве их земного представителя, что бы установить торжество справедливости, искоренить беспорядок и беззаконие в Уре во имя благоденствия его жителей. Его законы были призваны защитить «сироту от произвола богача, вдову–от власть имущих, человека, имеющего один шекель, - от человека с одной миной (60 шекелей)».

Исследователи не пришли к единому мнению об общем количестве статей в кодексе Ур-Намму. С некоторой степенью вероятности удалось воссоздать текст только пяти из них, и то только с определенными допущениями. Фрагменты одного из законов говорят о возвращении раба хозяину, в другой статье рассматривается вопрос о вине колдовства. И лишь только три закона, впрочем, также сохранившиеся не полностью и с трудом поддающиеся расшифровке, представляют чрезвычайно интересный материал для исследования социальных и правовых отношений, сложившихся в шумерском обществе.

Они звучат примерно так:
  • «Если человек повредит орудием стопу другому человеку, он заплатит 10 шекелей серебром»
  • «Если человек перебьет кость другому человеку орудием, он платит одну мину серебром»
  • «Если человек повредит другому человеку лицо орудием, то он платит две трети мины серебра»...
Рейтинг:


Кельтские воины

Кельтские воины

Кельтское войско, кельтские воины, кельтские берсеркеры остаются в легендах, несмотря на давность происходящих тогда событий. О кельтское силе и храбрости снимают фильмы и рисуют мультипликационные фильмы, пытаясь зельями и волшебством объяснять их постоянные победы. На самом деле все деле было в философском отношении к смерти, внушенное друидами, и в подготовке, в тренировке, которым подвергали элитные кельтские отряды.

Кельтские фении

Самые знатные составляли священный отряд фианну. Фении не прятались за спины, щиты, броню, не просчитывали действия врага и не изучали стратегию – это действия труса, которые они признавали недостойными. Зато часами тренировались, доводя свое виртуозное мастерство до фантастических пределов. Их приемы отличались невероятной сложностью, а подготовка помогала задействовать в нужный момент все резервы организма, открывая второе дыхание и внутреннюю энергию. Все это преподавалось в школе боевой ловкости. Там они учились рукопашному бою, бою на шестах, приемам с копьем, с веревкой, прыжкам, метанию шеста и так далее. Одним словом, кельтские герои умели использовать любой предмет, любое оружие, чтобы выйти победителем. Сейчас такое мастерство можно встретить только в редких восточных школах. К физическому развитию примешивался духовный настрой, умение выместить энергию в боевом кличе, умение владеть дыханием, которое позволяло руководить телом, как было удобно. Они могли идти в бой практически голыми и все равно выигрывали! Выигрывали благодаря бешенному натиску и бесстрашию, которое светилось в глазах и пугало даже стойких римских легионеров. Считается, что боевой экстаз кельты порой поддерживали в себе с помощью наркотических средств.

Кельтские берсеркеры

Осознанно вызываемое боевое неистовство переросло у кельтов в культ воина-зверя. Особенно такая форма ведения боя прижилась у германцев, которые продолжали ее использовать даже в Средние века. Силам, которые выпускали из себя такие воины, трудно было противостоять даже бронированному сомкнутому строю, владеющему искусством правильного боя. Многих берсеркеров называли либо волками, либо медведями, в зависимости от того, ипостась какого зверя воин принимал во время боя...

Рейтинг:


Южная Америка и Европа: золото и камень против железа и глины

Южная Америка и Европа: золото и камень против железа и глины

Что мы сегодня понимаем под словом «культура»? С одной стороны существуют академические определения этого термина, более узкие и более обобщающие, созданные разными людьми в разное время и охватывающие разные аспекты тех или иных проявлений деятельности человека. Одним словом, на Земле было, есть и будет много людей, желающих сказать свое слово и добавить свою лепту в формирование понятия «культура». С другой стороны есть огромная масса людей, так или иначе, не связанных с процессом анализа культуры как таковой, но каждый день создающие эту самую культуру собственным существованием, действиями, вкусами, языком, предпочтениями, эмоциями, воспоминаниями, традициями и так далее. То есть, существуют носители культуры, которые собственно ее и творят, исходя, в большинстве случаев, из традиций и мировоззрения своих предков и окружающих людей.

И вот на каком-то из временных отрезков сходятся и одни люди – академики и ученые, и другие – носители культуры в одном месте. И тогда происходит то, что мы называем наукой, а именно изучение, анализ, обобщения, систематизация, фиксация, каталогизация и расстановка всего на «свои» места с тем, чтобы в любой момент использовать то или иное знание в целях последующего изучения. Хорошо, когда обе группы этих людей непосредственно встречаются, общаются, формирует единое общее зрение, уточняя нюансы и корректируя неточности. Но что получается в том случае, когда одна из сторон не присутствует на таком «совете»?

В результате имеем именно такую ситуацию, которая сложилась в Южной Америке. Вопросы культуры на этом континенте изучается носителями абсолютно другой, далеко не дружественной цивилизации, при этом анализируются действия и существование людей, ушедших в могилу многие тысячи лет назад, а прах их потомков, хранивших в своих головах и сердцах элементы культуры, уже больше чем пять столетий питает растительность материка. Но давайте мы абстрагируемся от таких грустных размышлений и пойдем этим единственным путем, пока что доступным обычному человеку. Попробуем увидеть проблему культуры Южной Америки не изнутри, что было бы, по крайней мере, честно, а посмотрим на нее со стороны, как в кино. Возьмем лишь то, что нам нужно, и отбросим то, что нам не интересно или то, что нас не устраивает. Мы ведь можем это, не так ли? Что нам стоит не заметить какие мелкие несоответствия? Намного ведь проще поверить в то, что мы сами придумали?

Допустим, изучить историю давно забытых и погребенных под тоннами грунта народов и цивилизаций можно, конечно, в контексте исключительно поставленных задач. Ну, например, 5 000 лет назад построено то или иное строение или 300? Мы ведь можем? Можем.… Есть хорошие приборы, которые с точностью в 50-100 лет могут определить возраст объектов, содержащих в себе углерод, например, или кремний, или какие-то радиоактивные металлы. То есть, есть объективные данные, на которые можно опираться. Ну а есть домысли, основывающиеся на обобщениях, интерпретациях и экстраполяциях. Вот о них мы сегодня и поговорим...

Рейтинг:


На чем основывалась магия друидов

На чем основывалась магия друидов

Самая тайная и непознанная область в знаниях о друидах – их магия и колдовство. Существует множество легенд об их умении заклинать оружие, призывать дожди или засуху, беседовать с животными. В мешках друиды хранили попутные ветры, которые значительно увеличивали скорость передвижения, и доставали из неоткуда страшнейшие безжалостные черные клинки. Единственные летописные свидетельства, по которым современники могут узнать подробности магии друидов, - произведения Плиния и Цезаря. Плиний презирал магию, но считал своей обязанностью достоверно изложить непонятные возможности представителей кельтской касты жрецов. Он изложил, что свою магию друиды творили, задействуя помощь воды, огня, жаровен, таганов, блуждающих огней, воздуха, земли и звезд. Плиний высказал теорию, что колдовство друидов уходит корнями в историю восточного Персидского царства. Там также колдовство было завязано на знании астрономии, врачевании, математики и религии. Вдобавок Плиний проводил аналогию между кельтскими магами и Моисеем, Платоном, Пифагором и другими историческими персонажами и учеными древности. Он считает, что их «магия» была всего лишь отражением ученых изысканий, почерпнутых ими в книгах древних персов. На самом деле, как уже известно, первооткрывателями во многих областях были шумеры, а остальные всего лишь хранили их таблички или копии их трудов, поэтому некое зерно правды в исследованиях Плиниях может быть. В свое время шумеры рассредоточились в разных направлениях. Сроки появления кельтов лишь ненамного отстают от периода, когда были истреблены шумеры. А вместе с кельтами одномоментно появились и их духовные наставники – друиды, которые отличались не только обширнейшими знаниями, но и сильным воздействием на умы всех представителей кельтской империи, были их духовными наставниками, и их почитали порой больше, чем вождей...

Рейтинг:


Магические таинства друидов

Магические таинства друидов

Никаких точных свидетельств о магии, которую применяли друиды, нет. Единственные источники, на которые могут опираться исследователи и любопытствующие, сами были написаны уже в нашем тысячелетии, когда друидов, как таковых, уже не было. Однако люди продолжают верить в непознанное, и стремятся не только расшифровать, но и усвоить знания древних. Литература дает только общее представление о колдовстве, которым пользовались друиды. Одним из самых действенных заклятий было проклятие. Причем оно было, как правило, непредсказуемым, импровизированным. Правда, импровизированным его можно назвать только номинально. На самом деле подготовки оно требовало немалой, и было продуманным до самых мелочей. Требовалось исполнить массу условий, чтобы проклятие легло удачно. К примеру: подняться на вершину некоего холма, который стоит на границе семи краев. Непременно должно было поблизости находится священное дерево кельтов: боярышник, орешник или другое какое-либо цветущее. Иной раз требовалось, чтобы ветер дул в определенном направлении, чтобы в руке были определенные атрибуты. Причем и проклинающий и проклинаемый должны были стоять рядом. И в случае, если неправ был проклинающий, его погребала под собой земля. А если проклинаемый, то он проваливался вместе со всеми своими близкими. Как именно сие действо происходило, описать сейчас трудно. Возможно, это всего лишь литературная гипербола, которую использовал автор произведения для усиления эффекта, а, может быть, друиды владели земной магией, способной двигать твердью...

Рейтинг:


Священная бегущая вода

Священная бегущая вода

Один из самых почитаемых до сих пор символов кельтской мифологии – колодец. В одной только Ирландии до сих пор насчитывается около трех тысяч колодцев, которые считаются священными. Подобные верования связаны, прежде всего, с понятием Иного Мира. Вода всегда несла в себе очищающиеся свойства, как считали кельты, поэтому больные купались в проточных реках, а если не было возможности, умывались водой из священного колодца. В колодцы глядели «на удачу», воду из них пили, почитая за животворящую. Считалось, что эта вода не только исцеляет, но и благословляет, дарит мудрость и поэтическое вдохновение. Во времена, когда в Ирландии жили кельты, колодцы посещали в дни всех значимых праздников: в первых числах февраля, мая, августа и ноября. Как раз в эти дни врата в Иной Мир были всегда открыты, а вода в колодцах несла особую символичность.

Узнавали священные колодцы по приметному дереву, которое обязательно росло вблизи источника – орешнику или другому плодоносящему растению. Основные элементы кельтских колодцев: сам колодец или водный объект вроде природного источника, дерево и очень большой холм или камень вблизи (причем непременно старый). Рядом с такими источниками друиды и обычные кельты когда-то проводили ритуалы самых разных назначений. Паломники ходили к колодцам за благословением.

Женщины, которые не могли зачать ребенка, ложились в специальное природное углубление в камне, стоящего рядом, которое им служило...

Рейтинг:


Культура Чибча: наравне с Европой или космическое мироощущение

Культура Чибча: наравне с Европой или космическое мироощущение

История имеет свойство повторяться.… Эти хрестоматийные слова подразумевают одну важную характеристику истории человечества в том смысле, что ничто не ново на этой Земле, и что когда-нибудь кто-нибудь повторит, скажет, сделает или создаст то, что уже некогда было под этой Луной. Казалось бы, простая истина тем и проста, что под нее можно подобрать любые аргументы, любые аналогии или любые примеры, а опровергнуть ее фактически невозможно. Наверное, в этом и заключается особенность умных изречений - не быть попранными и оставаться на плаву, даже в самых неблагоприятных ситуациях. Странно, но применить эту фразу можно ко все той же мировой истории, но в совершенно другом ключе, достаточно неожиданном, на что последует лаконичная ремарка – история действительно имеет свойство повторятся. Итак, о чем же это мы? Да о культуре Чибча, проживающей на самых южных землях Южной Америки, фактически у самых пределов Мезоамерики, во времена, когда Европа стонала под ярмом феодального мироустройства, когда Европа жила во мраке Средневековья, в темные времена инквизиции и крестовых походов во славу Гроба Господнего. Имеем ли мы право призывать себе на помощь фразу о повторе истории? Пожалуй, да, ведь именно эти слова странным образом и с определенной долей мистики предопределяют дальнейшую судьбу тех народов, о которых ми поведем речь – о племенах Чибча и европейцах. Но оставим это на потом, и возвратимся вглубь веков, на 500, а то и 1000 лет назад, и представим себе, каким был юг южной Америки в то время.

Горные долины, экваториальные воздушные массы, огромные количества тепла и света, живящих землю и ее обитателей, в том числе людей, поселившихся здесь в пятом столетии н.э. Эти люди, добрые, мирные и тихие по натуре, изгонялись со всех земель, где они хоть раз собирались закрепиться. Но постоянное движение многих народов и племен, более сильных, многочисленных и агрессивных, не давало возможности предаться людям обычной мирной жизни. Вспоминается все та же аналогия с Европой и тем «цивилизованным» миром, историю которых мы хорошо знаем – большие массы людей устремляются в поисках счастья в неизведанные, пустынные земли навстречу своей судьбе, отдаваясь в руки провидению и своих сильных и мудрых вождей. И все это пятый век, все это происходит в Европе и Азии. В Америке происходит тоже самое?...

Рейтинг:


    
(c) 2010-2025 melma.ru
Связаться с нами