Клуб ШАМБАЛА
Правила клуба В клубе запрещается оскорблять членов клуба и администрацию. Не допускается проявление расовой и религиозной нетерпимости. Запрещена публикация материалов рекламного характера, а также материалов, как либо нарушающих законодательство РФ. В остальном - это само регулируемая система. Решения сомнительных и спорных вопросов лежат на плечах администрации и модераторов. За нарушение правил или просто неадекватное поведение внутри клуба Вы можете быть изгнаны (временно или пожизненно). Если вдруг Вас изгнали, но Вы считаете, что этот поступок был несправедливым - пишите администрации в свободной форме - там разберутся. Тут мы обсуждаем различные аспекты замысловатой шаманской жизни. Бьем в бубны и все такое... Если Вы участник клуба - авторизуйтесь. Если нет - возможность вступления в клуб появится после регистриции
|
Обряд захоронения шаманов у нганасан и история продолжения их жизни после смерти
Нганасаны - самодийский народ в Сибири, населяющий восточную часть Таймырского муниципального района Красноярского края, главный город Дудинка. Ещё этот народ считают самым северным народом на материке Евразия.
У нганасан шаманов хоронили так же, как и обычных людей. Увозили в тундру, оставляли там на нартах, а сверху ставили чум из лиственницы. Как полагается женщинам клали посуду, мужчинам - столярные инструменты, сети и оружие. При этом обратите внимание на самый важный момент похоронного ритуала: все вещи обязательно должны быть сломанными или разорванными. Это связано с тем, что нганасане верили - разбитое станет целым в потустороннем мире. Даже одежду шаманов тоже в клочья рвали и хоронили вместе с хозяевами. Переходили по наследству только металлические украшения, которые по представлениям нганасан обладали силой.
Один шаман по имени Тубяку ещё при жизни передал таймырскому краеведческому музею бубен с колотушкой и свой костюм. С того времени в музее стали происходить удивительные вещи.
Однажды перед закрытием музея директор хотел включить сигнализацию, но ничего не получилось. Вместе с электриком стали выяснять, в чём дело, и обнаружили, что в зале, где был расположен в экспозиции музея костюм шамана разорван провод. Решили починить утром, но утром провод оказался целым.
Через несколько лет в музей приехали художники, которые остались ночевать в музее. Всю ночь сам по себе включался и выключался свет. Художники подумали, что кто-то шутит, но никого не обнаружили. До рассвета остаться в музее решили немногие, некоторые испугались и ушли.
За костюмом шамана Тубяку работники ухаживают как за живым существом, даже водкой сбрызгивают по просьбе хозяина. Прикасаться к костюму можно только, обвязав запястье специальной тряпочкой, которая защищает то злых духов.
В музей пообщаться с духом шамана приходят периодически родственники Тубяку. Сын шамана пробовал несколько раз совершить обряд в костюме отца, но у него не получалось.
Ещё одна "шаманская история" произошла в Дудинке, где раньше на берегу Енисея был музей. В музее была выставка картин местного художника. На одном из полотен был изображён шаман. Именно этот портрет как бы его ни крепили падал со стены каждую ночь.
Вот так продолжается жизнь шаманов после их смерти. Телесная оболочка умирает, но дух продолжает свою жизнь.
Издревле, в Якутии было принято воздушное захоронение, подземное захоронение получило своё развитие на древней земле Якутии с приходом в 17-ом веке русского христианства. Одним из факторов приведшем к традиции воздушного захоронения лежит вечная мерзлота и продолжительная зима, а так же, если учесть, что кругом бескрайнии лесные просторы и малочисленное население, то захоронения на деревьях просто растворялись в кронах деревьев. Но всё же основную причину подобных захоронений надо искать в языческих традициях (более подробно об этом напишу в следующий раз). Шаманы всегда были хранителями традиций древнего народа, поэтому вплоть до коммунистического периода в нашей стране шаманов хоронили воздушным способом. А если ещё учесть, что сам гроб (арангас) изготавливали из сибирской лиственницы, которая отличается необычайной прочностью, то нет ничего удивительного в том, что и до наших дней «дожили» некоторые подобные захоронения. Историю каждого захоронения соплеменники передавали и передают из уст в уста, из поколения в поколение. Останки шамана принято перезахоронить по истечении ста лет, через следующие сто лет его вновь беспокоят перезахоронением в другой гроб. Так происходило два раза, иными словами, только по истечении двухсот лет останки шамана предавали земле. К захоронению Великих шаманов относились особо трепетно, над сооружением гроба (арганас) трудилось девять парней не вступивших на тот момент в связь с женщинами. В момент погребения осуществлялось жертвоприношение в виде черного жеребца с белой головой. При подробном соблюдении этого ритуала, дух шамана не оставлял своих соплеменников без охраны и продолжал помогать когда сородичи в этом нуждались. Истории известны случаи, когда во время физических конфликтах между соплеменниками и пришлыми людьми, помощь приходила из неоткуда, вдруг возникал темный смерч, который расшвыривал нападавших и их вещи в разные стороны. Но бывали случаи и не столь явного вмешательства, так обидчиков настигала внезапная гроза и они страдали от града и молнии, а так же, спустя некоторое время теряли рассудок. Одно во всех подобных историях характерно, шаманы всегда вставали на защиту своих сородичей (особенно это относится к светлым шаманам). Правда и своим соплеменникам они не давали спуску, если те забывали о своем погребенном шамане или были мало уважительны к памяти о нем. Тогда дух шамана начинал о себе напоминать в снах или являлся к кому-нибудь в видениях.
Из подобных историй и складываются легенды о духе шамана.
Горловое пение в исполнении шаманов
Горловое, или гортанное, пение - одна из шаманских практик, сохранившихся до наших дней. Искусство горлового пения распространено в Хакассии, Монголии, Тыве, Бурятии, Башкортостане, на Алтае, Тибете, в северной части Африки и в некоторых индейских племенах. Уникальным это пение считается не только по тому, что его используют шаманы. При горловом пении исполнитель извлекает одновременно две и даже три ноты, тем самым образуя двух- или трёхголосье.
Потомственный тувинский шаман Николай Ооржак считает, что горловое пение, подражая звукам животных, создаёт звуки, гармоничные со Вселенной, поэтому певец воспроизводит ритмы единого целого. Сам Николай владеет всеми стилями горлового пения. А всего существует пять стилей: хоомей, эзенгилээр, каргыраа, борбаннадыр.
По мнению шамана, эта музыка помогает восстанавливать целостность человека, а в сочетании с бубном можно получить высший целостный подход к человеку. В этом заключается могущество цельного звука.
Кроме тувинской, есть ещё и алтайская традиция горлового пения, называемая "кай", на котором также исполняли народный героический эпос.
Даже те, кто не практикуют шаманизм, а просто овладели искусством горлового пения и выступают с концертами, отмечают, лечебный эффект гортанного пения. Считается, что горловое пение охватывает сразу три мира:
- нижний мир - бурдон,
- средний мир,
- верхний мир - свист.
Гортанное пение начинается в нижнем мире, затем добавляется верхний звук, а потом добавляется средний. Так получается трезвучие.
Такая музыка не привычна для нашего уха, да и слушать её в повседневной обстановке, как мы привыкли слушать популярную музыку, нельзя. Для того, чтобы ощутить всю гармонию этой необычной музыки, нужно настроиться. Тогда и эффект будет другой. А мимолётное знакомство, из любопытства приведёт к отвержению непонятной музыки.
Разгневанный шаман
Истории, которые происходят с теми, кто встречается с шаманами, передаются из уст в уста и даже становятся семейными преданиями. Одну из таких историй рассказала аспирантка Института проблем малочисленных народов Севера С.А. Турпанова.
Это произошло в 1958 году, когда её отец, Алексей Павлович Турпанов, был ещё мальчишкой. Он вместе с другом Николаем занимался охотой. Руководство колхоза их закрепило к двум старым опытным охотникам, которые учили их всему, что знали сами. Вечером, когда мальчишки приходили замёрзшими и уставшими после проверки ловушек на пушного зверя, один из стариков рассказывал истории. Так они охотились в одном месте, а потом переходили на другое.
Вот однажды пришло время уходить в другое охотничье угодье. Старик сказал ребятам, чтобы они ехали вперёд, ставили палатку и ждали их. Он просил их, чтобы они, когда будут проезжать место захоронения шамана, поклонились ему и молча ехали дальше. Наставляя их, старик добавил, что великие шаманы сохраняют свою силу сотни лет и всё слышат. Мальчишки на оленьих упряжках поехали вперёд, смеясь и разговаривая по дороге, обсуждая то, что сказал старик. Они не верили его словам. К тому же в школе им уже сказали, что Бога нет. Потом они доехали до пригорка с высоким сухим деревом, на самой макушке которого был маленький домик. Любопытство заставило их остановиться.
Умерших шаманов хоронили на высоком месте и высоком дереве, на котором строили без единого гвоздя небольшой сруб. Это место было святое, и даже во время лесных пожаров огонь проходил мимо него.
Ребята поставили палатку, а Алексей залез на дерево и пробрался в домик. Там он увидел с правой стороны одежду и бубен, а в углу копьё и стрелу. У ног шамана стояла посуда. Он взял одежду и бубен и спустился вниз. Мальчишки рассмотрели эти вещи, потом переоделись и стали ждать своих стариков.
На улице стемнело, и только луна была такой круглой, что как прожектор освещала пригорок. Вскоре мальчишки услышали лай собак. Это ехали старики. Тогда Николай начал бить в бубен, а Алексей - танцевать в одежде шамана и кричать в железную трубу. Естественно, охотники испугались и быстро проехали мимо. Мальчишки растопили печку и стали засыпать. Но не тут-то было. Раздался такой шум, будто проснулся шаман и спустился вниз.
Ребята услышали такой сильный звук бубна, что в ушах стало больно. Казалось, что шаман танцует и говорит: "Убирайтесь вон!"
Они так перепугались, что всю ночь сидели спиной к спине с ружьями в руках. Шум бубна стал постепенно утихать, когда начало светать. Мальчишки быстро собрали вещи шамана и положили на место.
Приехав к старикам, они во всём признались. Старшие их очень сильно ругали, а старик 70 лет стал кормить огонь и просить у шамана, чтобы тот простил их. С тех пор ребята стали соблюдать обычаи предков и верить в силу шаманов.
Заботливый шаман
Забота шаманов о своём роде проявлялась постоянно. Об этом в тех местах, где жили шаманы, сохраняются легенды и предания.
Жители ленского села Улахан-Ан делятся с приезжими такой историей о местном шамане. Они с гордостью показывают всем отмель, куда ещё до революции в начале XX века их знаменитый местный шаман Кюстях посадил на спор целый пароход. Для этого он мысленно заставил капитана, довольно опытного человека, при совершенно ясной погоде свернуть прямо на мелководье и зарыться в песок. Всё так и произошло. Пароход встал на мель так крепко, что до большой воды у него не было ни одного шанса сойти с мели.
Этот поступок шамана может показаться коварным, но на самом деле это не так. Шаман Кюстях не просто демонстрировал свои сверхъестественные способности. Он обеспечил окрестных мужиков на всю зиму работой. Ведь именно они получили выгодные подряды на перевозку грузов к местам, куда их нужно было доставить с застрявшего парохода.
Вот такие легенды ходят о заботе шаманов и их поступках, совершённых благодаря невероятным способностям, которые они совершенствуют в течение своей жизни. А ведь многие думают, что шаманы могут только вредить.