Клуб БАЗА
Правила клуба Если Вы умеете играть на каком либо музыкальном инструменте из каталога этого сайта, и Вы указали это у себя в профиле - Вы автоматически член этого клуба. В случае если Вы будете "плохо" себя вести, а именно заниматься спамом, рекламой, материться (хотя в исключительных случаях и по теме это допускается), оскорблять участников клуба - Вы рискуете схлопотать "бан". Если Вас забанили, но Вы уверены в несправедливости этого поступка - напишите в свободной форме письмо администратору, он разберется.
"БАЗА" - это открытый клуб музыкантов, которые играют (или только учатся играть) на необычных музыкальных инструментах. Здесь мы общаемся, учим и учимся.
Если Вы участник клуба - авторизуйтесь. Если нет - возможность вступления в клуб появится после регистриции
|
Флюит
Египет без флейты не Египет, ибо инструмент этот один из самых древнейших в этой жаркой стране. Причём, отличающийся от других своим внешним постоянством и верностью традициям. Что в далёкие времена лохматых годов, то и сейчас арабская флюит (так звучит на местном наречии слово «флейта») представляет собой бамбуковую или тростниковую полую трубку с открытыми отверстиями с обеих сторон.
Даже длина «поющей трубки» неизменна, она составляла примерно один метр тогда, и имеет такую же длину и в наши дни. Это, кстати, накладывает отпечаток на музыку, которую можно извлечь из флейты. Так как отверстие с одной стороны положено было закрывать рукой, то на маневрирование по маленьким отверстиям для пальцев оставалась лишь вторая рука. Потому мелодии были плавные, переливные и тягучие (перескакивать без ущерба для музыка можно было лишь на соседние отверстия). Резкие переходы и внезапные музыкальные пассажи были недоступны бамбуковой дудочке.
Это сейчас в «большом мире» флейта приобрела статус эдакого светского оркестрового инструмента и преобразилась настолько, что позволяет играть на ней двумя руками, не отвлекаясь на зажимание какого-то лишнего отверстия. Да и мелодии теперешней флейте доступны практически любые – без ограничений. Но если вам захочется ощутить колорит арабских мелодий, то без простенькой самодельной тростниковой флейты никак не обойтись. И ощущения, и музыка – всё будет совсем другим. И в этом есть особенная прелесть.
P.S. Халед (на фото) не умеет играть на флюит, он просто любезно мне позирует, потому и держит флейту не совсем верно. Простим его за это.
Погремушка аутентичная. Сорт первый.
Забавный инструмент обнаружила я на дахабском базаре. Маракас – не маракас, трещотка – не трещотка, скорее погремушка. Абсолютный hand-made, как большинство товаров на прилавках Египта. Сделана буквально из того, что подвернулось мастеру под руку. А что может подвернуться на берегу моря? Ракушки! Так вот эти опустевшие домики обитателей Красного моря привязаны к внушительного размера рукоятке из бамбука и… всё. А что ещё надо для простого аутентичного музыкального инструмента? Это творение, собственно, здесь и названия не имеет своего. «Просто, чтобы греметь,» - объясняют бедуины. Музыкальная ценность ракушечной погремушки тоже вряд ли велика – звуки-то получаются незатейливые, однако колорит такая штуковина придаст любому оркестру. Одна незадача – вывезти из Египта это произведение рук бедуинских невозможно, ибо законом запрещено вывозить из страны как кораллы, так и ракушки, кои составляют основную часть инструмента. Выхода из ситуации два: либо наслаждаться звуками погремушки исключительно в родной ей среде, либо изготовить подобную штуковину, воспользовавшись дарами более щедрой страны. Выбор за вами.
В Греции, на Понтийском Нагорье и на побережье Чёрного моря этот музыкальный инструмент известен как черноморская лира, зил или лаз кеменче. Пользуется заслуженной славой, как национальный инструмент, не только понтийских греков, но и амшенских армян, хемшилов, лазы, курдов и турков черноморского побережья.
Кеменче - это струнно-смычковый инструмент, дошедший до нашего времени из Византии. Точных данных о происхождении понтийской лиры не существует, но бытует мнение о том, что она произошла от персидской kamancha. Первые исторические упоминания о ней относятся к IX-X вв. н.э., она была распространена на юго-восточном побережье Черного моря. Во времена Трапезундской империи наступила эпоха расцвета понтийской лиры. Понтийская лира главенствовала в оркестрах при дворе трапезундских императоров - Комнинов. Своё название Кеменче получила в период Османской империи. В основном она была распространена в Турции и на юге Российской империи, а Греции появилась после 1923 года.
Понтийская лира и родственные ей инструменты характеризуются бутылеобразной формой с длинной шеей и узким резонатором. Корпус инструмента монолитный, производится из шелковицы, сливы или граба, верхняя дека из сосны. До 1920 года струны изготавливались из шелка, получалось мелодичное, но слабое звучание. В наше время у лиры три струны из металла: зил (ля), месеа (ми), хампа (си). Инструмент настраивался на высокий тон зилия или низкий — гапанья.
На понтийской лире играют стоя или сидя. Часто музыкант становится в круг танцующих и вместе с ними играет и танцует под аккомпанемент большого барабана (даула).
Досконально описать словами звучание понтийской лиры очень сложно, лучше я приведу слова поэта:
"...Моя душа - понтийская лира;
Я играю на ней
Пронзительно горькую
И пронзительно радостную
Мелодию жизни..."
Гуляя по Киеву я увидел уличного музыканта китайских корней, который играл на странном инструменте. Инструмент, в основании, похож на квадратную скрипку с двумя струнами, тоненьким и относительно длинным грифом, без ладов, который заканчивался вырезанной, очень красиво, из дерева головой лошади с двумя килками на нём, похожими на ручки от отвёртки. С виду он был около 110-120 см. Музыкант играл также не очень обычным, для первого взгляда, смычком.
Я подошел к музыканту, спросил про инструмент, положив ему 20 грн. в шапку. После этого он мне с огромной радостью и гордостью поведал историю «квадратной скрипки».
«Моринхур!!!» - так с восклицанием он назвал этот инструмент. Распространён, в основном, на территории Монголии, севере Китая, и в России (Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). Монгольская поэзия сравнивает его звучание с ржанием лошади (наверное. именно по этому на конце его вырезается голова коня). Потом музыкант сказал, что есть моринхур мужской и женский. Для женского используется только 105 волосков из хвоста именно кобылы, а для мужского идёт 130 волосков из хвоста жеребца. После таких подробных данных было видно что человек очень ценит на чём играет, и что он похож на «ходячую энциклопедию»)). Далее он поведал, что звукоизвлечение флажолетное (тоесть без прижимания струн к грифу). Позднее я нашел в интернете, что струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. На моринхуре играют только сидя, зажав основание между ног и наклонив гриф под острым углом, почти вертикально.
Существует легенда что этот инструмент изобрёл мальчику по имени Сухэ. После того как хан убил его любимую лошадь, она явилась ему во сне и сказала сделать себе музыкальный инструмент из его тела что б они всегда были вместе. Согласно легенде, Сухэ создал первый моринхур, изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы.
Есть похожие аналоги инструмента и в других культурах. Такие как Икили у алтайцев, Игил у тувинцев, Ыых у хакасов. В Индии есть родственный инструмент рабанастр.
Разъезжая по стране, по различным провинциям, везде сопровождала специфическая, местная, музыка. Заинтересовавшись я узнал следующее, что местная музыкальная Культура кхмеров, а также история возникновения музыкальных инструментов уходят в глубину веков - оркестр, отдельные инструменты изображены на барельефах древних храмов Ангкора! Классическая музыкальная система кхмеров достигла рассвета в период Ангкорской Камбоджи, и что удивительно, она осталась неизменной до сих пор, больше того, кхмерские музыкальные традиции оказали большое влияние не только на музыкальные традиции Таиланда, но и на всю Индо-Китайскую Культуру! Пестрота этнического состава (Сиамская музыка) обусловила существование различных региональных музыкальных культур. В основу музыки кхмеров легла пентоника (музыка состоящая из одного или несколько полутонов, не более пяти нот), соответственно структуру этой музыки составляет ритм! Но одним барабаном сложно создавать этнические шедевры! Поэтому в состав любого оркестра(большой классический оркестр, отличается от народного оркестра лишь количеством инструментов)обязательно входила цитра кхим - этот инструмент изготовлен из дерева, трапециевидное по форме с 14-ю группами медных струн и у каждой группы есть 3 струны. В целом, у кхим есть в общей сложности 42 струны. На нём играют двумя гибкими бамбуковыми палками с мягкой кожей , чтобы произвести мягкий тон. Данный музыкальный инструмент используется не только в составе оркестра, но и как сольный инструмент!
История возникновения цитра кхим уходит в Китай и как говорили древние :"...игра на цитре кхим стремится к артистической концепции – понимание внутреннего значения нежели остановка на простом техническом совершенствовании. Это превышает границы музыки, воплощая гармонию между человеком и природой, космическое понятие отношений между Небесами и человеком, и идеи относительно жизни и этики."
Ни одно выступление Королевского балета в Камбодже не обходится без Большого классического оркестра, а соответственно и без цитра кхим!
Рекомендую всем, у кого появится возможность послушать этот музыкальный инструмент "в живую", не пренебрегать данной возможность, а обязательно воспользоваться! Уверен, что под звуки цитра кхим, Вы задумаетесь о Великом!!!!